Жития святых в изложении для детей. Молитвы семи отрокам ефесским Жития святых 7 эфесских мучеников

Вконтакте

Житие

Мученичество

Семь отроков жили в III веке. Святой Максимилиан, один из них, был сыном градоначальника города Эфеса, остальные шестеро его друзей также происходили из эфесской аристократии, и все они находились на военной службе и были христианами.

Император Декий (Деций Траян) (249-251 гг.) прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия - воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет.

Семь спящих отроков эфесских. Крестьянские письма. XIX в. дерево, левкас, темпера. 31,1×26,5×1,2 неизвестен , Public Domain

Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон (Селион, Пион - встречаются различные варианты, Симеон Лехаци отождествляет её с Кешиш-Дагом), где молились, готовясь к мученическому подвигу. Святой Иамвлих во время одного из своих походов в город за хлебом услышал, что император вернулся, и его с товарищами ищут для суда. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд.

F. Eveleens , GNU 1.2

Их приговорили принять смерть в своей пещере - император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода.

Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Чудесное пробуждение

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия.

Их заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Существовало также мнение: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков.


Cmx~commonswiki , GNU 1.2

Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios ), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант - чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху (в католической традиции он носит имя Диомед ) ещё раз купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест - время гонения на христиан уже давно прошло.


неизвестен , Public Domain

Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

Там в груде камней он нашёл запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых - чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.

Богословское толкование

Спящие юноши как бы выпадают из времени и, пробудившись, становятся живым символом перехода от эпохи гонений на христианство ко времени торжества его.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Иоанн Колов в житии Паисия Великого приводит эфесских отроков как пример того, что «по плотскому естеству живущих, тело, дабы не изнемочь, требует для укрепления своего питания, а те, которые, наподобие бесплотных, преуспели в вышеестественной жизни, - тем зиждительная сила в изобилии подает сию благодать, которой естество человеческое и повинуется, и живет уже не столько телесною пищею, сколько духовною ».

Фотогалерея

Полезная информация

Семь отроков Эфесских
Семь спящих отроков
Семь святых отроков, иже во Ефесе
Семь отроков, во Эфесе спящих

Почитание

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия - 1 сентября.

Эта дата утвердилась не сразу: так, одно время память Семи Эфесских отроков по Уставу Великой церкви праздновалась 2 августа, по Студийскому - 7 августа, а по Иерусалимскому - 4 августа.

Один из немногих православных храмов, названных в честь Семи отроков Ефесских, находится на территории старого «Завального» кладбища в городе Тобольске (Тюменская область).

Имена отроков

Православная традиция (идёт от Симеона Метафраста)

  1. Максимилиан - сын градоначальника
  2. Иамвлих - самый младший
  3. Мартиниан
  4. Иоанн
  5. Дионисий
  6. Ексакустодиан (Константин)
  7. Антонин

Пещера отроков и их мощи

Об отроках упоминает в своём «Хождении» в Святую землю русский игумен Даниил (начало XII века). Посетив Эфес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася» (12, 28).

Местонахождение пещеры точно не определено, выделяют 2 основных кандидата: собственно грот в Эфесе (Турция) и пещера в Аммане (Иордания), с которым связывается мусульманское повествование.

С отроками эфесскими связывают также различные пещеры Передней и Средней Азии, и даже Испании (южная Андалузия), но приоритет (помимо собственно эфесского грота) остается за пещерой на самой окраине Аммана, в урочище Аль-Раджиб, называемой арабским именем Ахль Аль-Кахаф (Пещера спящих). Как место их упокоения она почиталась уже V-VI веках.

Храм в амманской пещере - в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы, справа - другие четыре.. Вероятней всего, древний храм относился к раннехристианскому типу построек - мартириуму.

Одна из гробниц справа застеклена: мощи, считающиеся мощами отроков, покоятся сейчас как раз в ней. «В 1963 году все семь гробниц пещеры были вскрыты, и в каждой из них обнаружены череп и кости, а также некоторые предметы быта. Останки переложили в одну гробницу, в торце которой неаккуратно пробили отверстие».

Католическая традиция, тем не менее, считает, что мощи отроков покоятся во Франции, в церкви Сан-Виктуар в Марселе, куда они были перенесены во время Крестовых походов, когда была обнаружена пещера с останками около Эфеса. Эфесские пещеры раскапывались австрийскими археологами XIX века.

Иконография

Изображение Семи спящих отроков в России достаточно распространены. В народе они почитались как целители животворящим сном. Их образы были особенно распространены в мелкой пластике, на небольших образках и змеевиках, которые использовались как амулеты от бессонницы. В них встречается особая иконография - семь спящих отроков располагаются вокруг образа Спасителя или свт. Николая. Зачастую Спаситель изображается в небесах, а отроки, лежащие по кругу, внизу. Изображение отроков иногда совмещается и с образом Богоматери.

Одной из наиболее известных фресок является изображение отроков в Успенском соборе Московского Кремля. Знаменита также белокаменная резная композиция на фасаде Георгиевского собора Юрьева-Польского. Икона «Святой Иоанн, Святой Евдокия, семь отроков Эфесских», в серебряном окладе с тремя накладными серебряными позолоченными венчиками входит в число произведений, похищенных из Эрмитажа.

Молитвы

Тропарь семи отроков Ефесских

Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Ин тропарь семи отроков Ефесских

Благочестия проповедники и Воскресения умерших изобразители,/ Церкви столпы седмочисленныя,/ отроки всеблаженныя песньми восхвалим:/ тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше,/ всем возвестиша яве мертвых востание.

Кондак семи отроков Ефесских

Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Ин кондак семи отроков Ефесских

Прославивый на земли святыя Твоя/ прежде втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе,/ преславным востанием отроков/ показал еси Воскресение неведящим е,/ нетленна одеяния и телеса явив,/ и царя уверил еси вопити:/ воистинну есть мертвых востание.

СЕМЬ ЭФЕССКИХ ОТРОКОВ (IIIв)

Семь отроков Эфесских — христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Почитаются также в исламе.

Семь Эфесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин , жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства. Все состояли на военной службе и были христианами.

Когда император Декий (249-251) прибыл в Эфес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь эфесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет. Юно-ши ушли из го-ро-да и укрылись в пещере на горе Охлон, где про-во-ди-ли вре-мя в мо-лит-вах, готовясь к мученическо-му по-дви-гу. Са-мый млад-ший из них - свя-той Иамвлих, оде-ва-ясь в нищен-ское ру-би-ще, хо-дил в го-род и по-ку-пал хлеб. В один из та-ких выходов в го-род он услы-шал, что им-пе-ра-тор вер-нул-ся и их ищут, чтобы пред-ста-вить на суд. Свя-той Мак-си-ми-ли-ан во-оду-ше-вил дру-зей вый-ти из пеще-ры и доб-ро-воль-но явить-ся на суд.

Святых отроков приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. К то-му вре-ме-ни го-не-ния на хри-сти-ан пре-кра-ти-лись, хотя при святом бла-го-вер-ном ца-ре Фе-о-до-сии Млад-шем (408-450) яви-лись ере-ти-ки, от-вер-гав-шие вос-кре-се-ние мерт-вых во вто-рое при-ше-ствие Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста. Од-ни из них го-во-ри-ли: «Как мо-жет быть вос-кре-се-ние мертвых, ко-гда не бу-дет ни ду-ши, ни те-ла, так как они уни-что-жат-ся?» Другие утвер-жда-ли: «Толь-ко од-ни ду-ши бу-дут иметь воз-да-я-ние, так как невоз-мож-но те-лам вос-стать и ожить по-сле ты-ся-чи лет, ко-гда не оста-нет-ся от них и пра-ха». То-гда-то Гос-подь и от-крыл тай-ну ожи-да-е-мо-го вос-кре-се-ния мерт-вых и бу-ду-щей жиз-ни через Сво-их семь от-ро-ков.

Вла-де-лец участ-ка зем-ли, на ко-то-рой на-хо-ди-лась го-ра Ох-лон, на-чал каменную по-строй-ку, и ра-бо-чие разо-бра-ли вход в пе-ще-ру. Гос-подь ожи-вил от-ро-ков, и они просну-лись слов-но от обык-но-вен-но-го сна, не по-до-зре-вая, что про-шло по-чти 200 лет. Те-ла их и одеж-ды бы-ли со-вер-шен-но нетлен-ны.

Го-то-вясь при-нять му-че-ния, от-ро-ки по-ру-чи-ли свя-то-му Иам-вли-ху еще раз купить им хле-ба в го-ро-де для под-креп-ле-ния сил. По-дой-дя к го-ро-ду, юно-ша по-ра-зил-ся, уви-дев на во-ро-тах свя-той крест. Услы-шав сво-бод-но произносимое Имя Иису-са Хри-ста, он стал со-мне-вать-ся, что при-шел в свой го-род. Рас-пла-чи-ва-ясь за хлеб, свя-той от-рок по-дал тор-гов-цу мо-не-ту с изобра-же-ни-ем им-пе-ра-то-ра Де-кия и был за-дер-жан, как скрыв-ший клад старин-ных монет. Свя-то-го Иам-вли-ха при-ве-ли к гра-до-на-чаль-ни-ку, у ко-то-ро-го в то вре-мя на-хо-дил-ся Эфес-ский епи-скоп. Слу-шая недо-умен-ные от-ве-ты юноши, епи-скоп по-нял, что Бог от-кры-ва-ет через него ка-кую-то тай-ну, и сам от-пра-вил-ся вме-сте с на-ро-дом к пе-ще-ре. У вхо-да в пе-ще-ру епи-скоп вы-нул из гру-ды кам-ней за-пе-ча-тан-ный ков-че-жец и от-крыл его. Он про-чел на оловянных до-щеч-ках име-на се-ми от-ро-ков и об-сто-я-тель-ства за-му-ро-ва-ния пеще-ры по по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра Де-кия. Вой-дя в пе-ще-ру и уви-дев в ней жи-вых от-ро-ков, все воз-ра-до-ва-лись и по-ня-ли, что Гос-подь через пробуждение их от дол-го-го сна от-кры-ва-ет Церк-ви тай-ну вос-кре-се-ния мертвых.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же свя-тые от-ро-ки на гла-зах у всех скло-ни-ли го-ло-вы на землю и опять за-сну-ли, на этот раз до все-об-ще-го вос-кре-се-ния. Им-пе-ра-тор хотел каж-до-го из от-ро-ков по-ло-жить в дра-го-цен-ную ра-ку, но, явив-шись ему во сне, свя-тые от-ро-ки ска-за-ли, чтобы те-ла их бы-ли остав-ле-ны в пе-ще-ре на зем-ле.

Остатки древнехристианского храма, построенного на месте пещеры, в которой чудесно спали и пробудились Эфесские отроки

Легенда о семи эфесских отроков широко распространилась в Малой Азии и Сирии. Благодаря восточному происхождению легенда популярна и в мусульманском мире — её использует Мухаммед в Коране - повествование «Пещера» 18-й суры. В суре рассказывается об отроках, заснувших в пещере. Этот рассказ запутан и труднодоступен для понимания. Срок сна составляет 309 лет. Указаний на конкретное место сна отроков в тексте нет. Имена юношей даются в комментариях Ат-Табари, который указывает, что отроков было шесть, и они проходили военную службу на территории Сирии (именно поэтому их пещера в Аммане, а не в Эфесе). В Коране местонахождение пещеры точно не указано. Семь спящих в Османской империи считались покровителями мореплавания.

В ХII веке рус-ский па-лом-ник игу-мен Да-ни-ил упоминает об отроках в своём «Хождении» в Святую землю. Посетив Эфес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася».

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю).

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (из цикла Мульткалендарь)

Молитва святым семи отрокам во Ефесе
О, пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя: низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходить ко Мне: болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастити; и всех нас, святей иконе вашей предстоящих, мощи же ваша с верою лобызающих и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. А минь.

Тропарь семи отроков Ефесских, глас 4
Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак семи отроков Ефесских, глас 4
Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Ок.).

Семь эфесских отроков: Максимилиан , Иамвлих , Мартиниан , Иоанн , Дионисий , Ексакустодиан (Константин) и Антонин , жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном эфесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных эфесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе.

Когда император Декий (249-251) прибыл в Эфес , он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь эфесских отроков.

Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон , где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих , одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа . Одни из них говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Около г. владелец участка земли, на котором находилась гора Охлон , начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло 194 года. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился эфесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Память семи отроков празднуется

Узнала совсем недавно и захотела рассказать Вам, друзья об интересной и трагичной истории, которая легла в основу возникновения средневекового праздника.

Древнее предание повествует о Семи спящих отроках Эфесских - христианских мучениках, заживо замурованных в пещере и проспавших там несколько веков.

Мученичество

Было это во времена преследований христиан, когда во всей Римской империи, преданные христианству люди испытывали гонения, их заставляли отрекаться от своей веры и поклоняться богам языческим.

В третьем веке в городе Эфесе жили семь отроков. Один из них (святой Максимилиан) был сыном градоначальника, а все его приятели происходили из знатных аристократических семей. Все семеро состояли на военной службе и являлись тайными христианами.

Однажды в Эфес прибыл император Деций и отдал приказ о жертвоприношениях языческим богам, так он хотел умилостивить судьбу и получить победу в войне.

Это противоречило религиозным убеждениям друзей, и они отказались идти на площадь к идолам, а отправились в церковь.

Разгневанный Деций лишил отроков знаков воинских отличий и хотел предать их пыткам. Но смилостивился над их юностью и отпустил на свободу в надежде, что они одумаются. А сам отправился продолжать войну.

Непокорные юноши решили покинуть город и укрыться в пещере горы Охлон. Там они предавались неустанным молитвам. Когда император в перерывах между военными действиями, вернулся в Эфес, он велел разыскать непокорных юнцов для суда над ними.

Товарищи, услышав об этом, сами явились к Децию, приговор которого был чрезвычайно жесток: он приказал замуровать отроков в той пещере, где они прятались, чтобы обречь их на мучительную смерть от голода и жажды.

Два сановника, которые присутствовали при закладке пещерного входа, были христианами. Они захотели сохранить память для потомков о героических мучениях юных эфессцев. Для этого сановники записали имена и обстоятельства смерти на оловянные дощечки и вложили их в кладку.

Чудесное пробуждение отроков Эфесских

Однако отрокам было не суждено умереть в страшных муках:

Господь за преданность вере посылает им чудесное спасение - длиною в 200 лет (в разных древних источниках длительность сна варьируется от 360 до 187 лет).

Прошли столетия, Христианство стало общепризнанной верой. В V веке в обществе стали проявляться еретические настроения, отвергавшие воскресение из мертвых во Втором пришествии.

Благочестивый император Феодосий II об этом очень печалился и постоянно обращался к Богу с мольбами об укреплении Православия.

А тем временем, владелец участка, где находилась древняя пещера, вознамерился использовать ее, как естественный загон для скота.

В момент, когда вход в пещеру был разобран, Господь послал семи отрокам воскрешение: они пробудились, словно от обычного сна, ничего не подозревая о прошествии 200 лет. Проснувшись, приятели приготовились принять мучения, а напоследок отправили самого младшего Иамвлиха в город за хлебом.

Юноша, подойдя к главным городским воротам, был изумлен - на них был изображен святой крест. Он не мог знать, что гонения на христиан давно закончились.

Иамвлих попытался заплатить торговцу за хлеб серебряной монетой императора Деция, что вызвало подозрения. Его схватили стражники как расхитителя старинного клада и привели к городскому начальнику, где находился епископ.

Священнослужитель, побеседовав с юношей и услышав странную историю, понял, что Бог через отрока пытается поведать какую-то тайну. Епископ отправился вместе с Иамвлихом и народом к пещере.

Среди груды валунов были найдены оловянные дощечки. Надпись, вырезанная на них гласила:

«Святые отроки Максимилиан, Мартиниан, Иамвлих, Иоанн, Эксакустодиан, Дионисий и Антонин по велению императора Деция замурованы в этой пещере за свое нежелание поклоняться языческим богам. Семь отроков приняли мученическую смерть за Христа».

Войдя в пещеру, епископ и все люди были поражены живым и здоровым видом юношей.

Священник тут же написал обо всем произошедшем императору Феодосию в Константинополь. Правитель поспешил со всей свитой приехать в Эфес.

Увидев юношей, император упал святым в ноги, и со слезами обнимал и целовал их, прославляя Бога, услышавшего его молитвы и явившего миру такое чудо:

Господь через пробуждение семи отроков открыл Церкви и всем людям тайну воскресения из мертвых, что должно было укрепить веру в воскрешение плоти.

На седьмой день после разговора с Феодосием святые отроки склонили на землю головы и вновь , но в этот раз смертным сном, до самого Дня всеобщего воскрешения.

Император намеревался положить каждого юношу в драгоценную раку, но они явились к нему во сне и просили не делать этого, а оставить их тела на земле в пещере.

Эфесские отроки стали священным символом перехода от времени гонений на христианство к эпохе его торжества. Всех юношей Церковь впоследствии канонизировала и причислила к лику святых.

Предание о святых отроках распространилось из Эфеса по миру. Уже в V веке оно широко разошлось в Сирии и Малой Азии. А в шестом веке о нем узнают и на Западе.

Особая популярность этой истории приходит во времена крестовых походов, отроков начинают поминать в католичестве, связывая с ними 27 июля. В православии память святых спящих совершается 4 августа и по старому стилю 22 октября.

В России спящие святые отроки считались целителями животворящим сном. Их изображения встречаются на древних иконах, образках и амулетах, которые использовались при бессоннице.

На территории Тобольского «Завального» старого кладбища в Тюменской области находится православный храм (один из немногих), названный в честь Семи святых отроков Ефесских, он существует уже 236 лет.

История праздника День Сони

Словосочетание «семеро спящих» (seven sleepers) становится в протестанской культуре XVI века крылатым.
В эпоху Просвещения предание о семи отроках было непопулярно, но Романтизм дает новую жизнь старинной легенде. В шведском, датском, норвежском языках слово syvsover (семь спящих) закрепляется в значении «давно и крепко спящий».

В Финляндии в 1652 году святой отец Хемминг, проникшись уважением к подвигу юных эфессцев, решил отмечать день их памяти.

Спустя столетия этот день памяти трансформировался в Праздник сони - ежегодный карнавал веселья, который поводится 27 июля в Финляндии.

Суть праздника:

кто в День сони проспит дольше, чем обычно, тот проспит всю свою жизнь и может не узнать, проснувшись, мир, как эфесские отроки века назад.

Нынешним колоритом праздник обязан жителям портового финского города Наантали, которые в 50-тые годы прошлого столетия решили, что древний обычай - это отличный повод для веселья.

Накануне выбирают Соню года, самого большого любителя поспать и ленивца. Будят его весьма оригинально, бросают в воду Финского залива. При этом засоня укутан с головой в одеяло, чтобы его не узнали раньше времени.

Только выбравшись из моря, он предстает перед заинтригованной публикой с открытым и довольным лицом. Затем народные гуляния продолжаются на центральной площади Наантали.

Как правило, Соней года выбирают известную личность - политического или общественного деятеля, актера или певца.

Получается парадокс - по роду своей профессии или деятельности Соня года не является засоней и тем более ленивцем.

Вот такой веселый и поучительный проходит в городе муми-троллей, которые, как известно из книжки Туве Янссона, спят всю зиму до весны.

Желаю Вам здорового, полноценного и умеренного сна!

Православная иконография насчитывает множество образов святых. Среди них можно выделить икону семи отроков Эфесских, которые своим примером подтверждают Божественное Провидение.

Православные мученики Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин почитаются в церкви как мужественные воины, не испугавшиеся кары за свое отступничество перед императором. На их примере христиане утверждаются в вере, мужественно переносят невзгоды и уповают на Божью помощь, которая незамедлительно приходит тем, кто всем сердцем верует.

История иконы семи отроков Эфесских

Юноши жили в третьем веке, и один из них, Максимилиан, был сыном ефесского градоначальника. Остальные были детьми знатных граждан, и все они состояли на военной службе у императора. Прибыв в Ефес, император приказал всем гражданам города присутствовать при богопротивном жертвоприношении языческим богам. Всем непокорным сулили казнь как отступникам. Юноши явились к императору и рассказали ему о своей вере в Господа. За это Декий лишил их воинских званий, сняв пояса воинов, и повелел отречься от веры. Он надеялся, что за время его отсутствия юноши передумают и вновь примкнут к его верным подданным. Однако отроки удалились в пещеру, где продолжали усердно молиться. Их жизни теперь были во власти жестокого язычника. Вернувшись из похода, император Декий повелел замуровать отроков в пещере, тем самым обрекая их на смерть от голода и жажды. Однако Господь погрузил своих детей в сон, который продлился без малого два столетия. Тайные христиане, которые были среди тех, кто обрекал юношей на смерть, оставили в камнях сообщение о произошедшем. Через 200 лет пещеру разобрали, и отроки пробудились ото сна. В подтверждение их невероятных слов православные обнаружили записку, которая рассказывала о Божественном промысле. Так Господь через семерых юношей показал всему миру свое могущество. Юноши вновь погрузились в сон, на этот раз окончательный.

Описание иконы отроков Эфесских

Икона отроков довольно распространена в России. Их образы получили широкое распространение сначала на небольших пластинах, а затем с них были сделаны полноценные списки. Изображения разнятся, и на одних образах отроки спят вокруг иконы Господа или святого Николая, а на других Господь изображен парящим над спящими мучениками.

Где находится икона семи отроков Эфесских

Самой известной является фреска, расположенная в Успенском соборе Москвы. Известные иконы находятся в Юрьев-Польском, Ярославле, Санкт-Петербурге, Тобольске и других населенных пунктах России. Паломники ежегодно путешествуют в Эфес, к месту, где располагался храм Артемиды Эфесской, чтобы прикоснуться к святыне и попросить у отроков исцеления от недугов и укрепления веры.

В чем помогает образ семи отроков Эфесских

К помощи иконы обращаются все, кому нужно исцеление от телесных и душевных недугов . Считается, что через целебный сон каждый обратившийся возвращает себе здоровье. Молящиеся просят у отроков наставлений, указания верного пути по жизни, защиты от зла, покровительства и помощи. Молитвенные слова нередко помогали праведникам обрести силу для борьбы с неверием, вселить в души окружающих свет веры, проповедовать Слово Божье.

Дата празднования

В церкви дважды поминают отроков Эфесских. Первый раз 4 августа , когда они погрузились в спасительный сон, а второй раз 22 октября , когда мученики пробудились. Это даты юлианского календаря. Упоминание о мучениках в церкви происходит и первого сентября , в день церковного новолетия .

Молитва перед образом

«Отроки Эфесские, к вам обращаемся со смиренной молитвой. Ниспошлите на нас сон благодатный и исцеляющий, дарующий победу тела над недугами. Пошлите, великомученики, рабам Божьим благодать свою, помогающую с трудностями справляться. Даруйте силы бороться с нечестивцами и распространять Слово Божие, зажигая искры веры в душах людей повсеместно. Да будем славить вас и подвиг ваш в веках. Аминь».

Православная вера помогает справляться со всеми житейскими трудностями , дает силы противостоять любому негативу и защищаться от недоброжелателей. Истинная вера в душе поможет каждому, а искренние молитвы Господу будут для вас спасением в сложные минуты, когда необходима Божественная поддержка. Среди православных икон есть множество ликов, которые способны изменить наши жизни, послать нам покровительство и исцелить от всевозможных болезней. Это подтверждают слова многочисленных паломников, которые исцелились в месте погребения отроков Эфесских. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

21.12.2017 05:20

Икона «Споручница грешных» глубоко почитается православными христианами. Это одна из самых удивительных икон, чей духовный...