Боги древней греции. Богиня красоты - имена богинь любви и красоты в различных мифологиях Описание греческих богинь

Артемида
Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.

Афина
Родилась из головы Зевса, после того как тот проглотил океанииду Метиду, превратившуюся в муху. Афина была богиней мудрости, наук, победоносной войны и процвета­ния, а также покровительствовала Афи­нам. Гнев ее был смертельно опасен. Ее символы - сова и оливковое дерево.

Афродита
Дочь Зевса (по другой версии, возникла из морской пены), жена Гефеста, богиня чувственной любви и красоты. Имела множество поклонников среди богов и смертных. Выданная замуж за Гефеста, она вступает в связь с Аресом, и муж золотыми сетями ловит обоих. Она также спровоцировала Троян­скую войну, пообещав отдать Елену Парису, если он назовет ее прекраснейшей богиней. Ее символы: розы, голуби, стрелы, дельфины и бараны.

Геба
Дочь Зевса и Геры подносила бет на пирах нектар и амброзию. Полагали, что она стала женой греческого героя Геракла, когд; вознесся на Олимп.


Гера
Старшая дочь Кроноса и Реи, сестра и жена 3 Как покровительница женщин и брака, она была гордой и ревнивой и тратила много времени, преследуя любовниц мужа е наказывая их. Ее символы -гранат, павлин и кукушка.

Гестия
Богиня домашнего очага, была очень популярна, так как защищала жилище и его обитателей. В каждом доме был жертвенник, где семья приносила ей дары. Спокойная и нежная, никогда не участвовала в ревнивых ссорах, которые часто вспыхивали на Олимпе. Уступила свое место на Олимпе Дионису.


Деметра
Богиня земледелия и плодородия, почиталась и как покровительница семьи. Когда ее дочь Персефону похитил Аид, она затосковала так сильно, что все на земле увяло, и лишь с возвращением дочери Деметра и вся природа ожили. Ее символ – сноп пшеницы.

Афина, греч. - дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница , искусства и ремесел.

Старые мифы высказываются о рождении Афина довольно скупо: Гомер говорит лишь, что она без матери. У более поздних авторов уже можно найти подробности. Как рассказывает Гесиод, Зевсу было предсказано, что богиня мудрости Метида родит ему дочь, которая превзойдет его мудростью, и сына, который превзойдет его силой и свергнет с трона. Чтобы не допустить этого, Зевс проглотил Метиду, после чего из его головы родилась Афина.

Еще более поздние мифы знают даже, как это произошло. После того как Зевс съел Метиду, он почувствовал, что голова у него просто раскалывается от боли. Тогда он призвал Гефеста (по другим версиям - Гермеса или титана Прометея), тот раскроил ему голову топором - и на свет появилась Афина Паллада в полном вооружении.

Таким образом, в соответствии с символикой мифов Афина была и силы Зевса. Он и любил ее больше всех своих дочерей: разговаривал с ней, как со своей собственной мыслью, ничего от нее не скрывал и ни в чем ей не отказывал. Со своей стороны, Афина понимала и ценила благоволение отца. Она всегда была рядом с ним, ни разу не увлеклась каким-нибудь другим богом или мужчиной и при всей своей красоте, величавости и благородстве не вышла замуж, оставаясь Афина-Девой (Афина Парфенос).

Благодаря своему происхождению и благорасположению Зевса Афина стала одной из самых могущественных богинь греческого пантеона. С древнейших времен она была, прежде всего, богиней войны, являясь защитницей от врагов.

Правда, война находилась в компетенции Ареса, но Афина это не мешало. Ведь Apec был богом яростной войны, кровавых сражений, в то время как она была богиней разумно, расчетливо ведомой войны, которая неизменно заканчивается победой, чего никак нельзя было сказать о войнах Ареса. Афину - богиню войны – греки почитали под именем Афины Эноплос (Афины вооруженной) или Афины Промахос (Афины-передового бойца или Афины, вызывающей на бой), как богиню победоносной войны ее называли Афина Нике (Афина-Победительница).

От начала и до конца античного мира Афина была богиней-защитницей греков, особенно афинян, которые всегда были ее любимцами. Как Афина Паллада, богиня охраняла и другие города, прежде всего те, где в храмах имелись ее культовые статуэтки, так называемые палладии; пока палладий оставался в городе, город был неприступен. Такой палладий имели в своем главном храме и троянцы, и поэтому ахейцам, осаждавшим Трою, непременно нужно было этот палладий украсть (что и сделали Одиссей с Диомедом). Грекам и их городам Афина покровительствовала и в войне, и в мире. Она была защитницей народных собраний и права, заботилась о детях и больных, даровала людям благополучие. Нередко ее помощь принимала сугубо конкретные формы. Например, она подарила афинянам оливу, положив этим основание одной из основных отраслей греческого народного хозяйства (кстати, до сегодняшнего дня).

На фото: картина Ривьера Брайтона «Афина Паллада и собаки пастуха».

Кроме этих важных функций Афина была также богиней искусства и ремесел (два этих понятия греки, как правило, не различали; труд скульптора, каменщика и сапожника они обозначали словом «техне»). Женщин она научила прясть и ткать, мужчин - кузнечному, ювелирному и красильному ремеслам, помогала строителям храмов и кораблей. За свою помощь и защиту Афина требовала уважения и жертв - это было правом каждого бога. Неуважение и оскорбления она наказывала, но умилостивить ее было легче, чем других богинь.

В жизнь богов и героев Афина вмешивалась часто и действенно, причем каждое ее вмешательство вело именно к тому результату, который она сама желала. С богом моря Посейдоном у Афины возник спор о господстве над Аттикой и Афинами. Совет богов назначил третейским судьей первого афинского царя Кекропа, и Афина спор выиграла, подарив оливу и этим обеспечив себе расположение Кекропа. Когда Парис оскорбил Афину своим нежеланием признать ее первенство в споре о красоте, она отплатила ему тем, что помогла ахейцам победить Трою. Когда ее почитателю Диомеду в сражении под стенами Трои пришлось туго, она сама заняла место возничего в его боевой колеснице и принудила к бегству своего брата Ареса. Она помогала Одиссею, его сыну Телемаху, сыну Агамемнона Оресту, Беллерофонту, Персею и многим другим героям. Афина никогда не покидала своих подопечных в беде, всегда помогала грекам, особенно афинянам, и такую же поддержку она оказывала впоследствии римлянам, почитавшим ее под именем Минервы.

На фото: копия работы Фидия, колоссальной бронзовой статуи Афины Паллады в центре Акрополя.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.

С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).

На фото: статуя Афины («Паллада Джустиниани») в садах Петергофа.

Архитектурные сооружения в честь Афины относятся к сокровищам общечеловеческой культуры - даже если от них сохранились одни руины. В первую очередь, это Парфенон на афинском Акрополе, построенный в 447-432 гг. до н. э. Иктином и Калликратом под художественным руководством Фидия и освященный Периклом уже в 438 г. до н. э. Более двух тысячелетий Парфенон простоял, почти не тронутый временем, пока в 1687 г. его не повредил взрыв пороха, который хранили в нем турки во время войны с Венецией. Неподалеку расположен небольшой храм Нике, посвященный Афине-Победительнице; во время турецкой оккупации он был полностью разрушен, но в 1835-1836 гг. снова восстал из руин. Последнее из этих строений на Акрополе - Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и Эрехфею (Эрехтею). Когда-то в нем хранился афинский палладий, а рядом с Эрехтейоном была посажена «олива Афины» (нынешняя была посажена в 1917 г.). Великолепные храмы Афины были построены греками также на спартском Акрополе, в аркадской Тегее, на Мраморной террасе в Дельфах, в малоазиатских городах Пергаме, Приене и Ассе; в Аргосе был общий храм Афины и Аполлона. Остатки ее храма сохранились в сицилийском Кефаледии (нынешний Чефалу) и в развалинах Гимеры; двенадцать дорических колонн ее храма в Сиракузах стоят до сих пор как составная часть тамошнего собора. Ее храм был и в Трое (не только в гомеровской, но и в историческом новом Илионе). Возможно, ей был также посвящен древнейший из трех сохранившихся храмов в Посейдонии, южноитальянском Пестуме, который теперь называется Пести) кон. 6 в. до н. э., Но традиции называемый «храм Цереры».

На фото: Афина Паллада (Минерва). .

Греческие художники изображали Афину в виде серьезной молодой женщины в длинном одеянии (пеплосе) или в панцире. Иногда, несмотря на женскую одежду, на голове у нее был шлем, а рядом с ней - ее священные животные, сова и змея. Из ее античных статуй наиболее высоко ценились: «Афина Парфенос», колоссальная хрисоэлефантинная статуя (т. е. из золота и слоновой кости), с 438 г. до н. э. стоявшая в Парфеноне; «Афина Промахос», колоссальная бронзовая статуя примерно 451 г. до н. э., стоявшая перед Парфеноном, и «Афина Лемния» (после 450 г. до н. э.), воздвигнутая на Акрополе благодарными афинскими колонистами с Лемноса. Все эти три статуи создал Фидий; к сожалению, мы знаем их лишь по описаниям и поздним копиям и репликам, в основном не очень высокого уровня. О некоторых статуях дают представление рельефы: например, о том, как выглядела скульптура Мирона «Афина и Марсий», мы знаем по ее изображению на так называемой «вазе Финлея» (1 в. до н. э.), хранящейся в Афинах, в Национальном археологическом музее. Пожалуй, лучший ее рельеф классической эпохи - «Задумчивая Афина», опирающаяся на копье и грустно глядящая на стелу с именами павших афинян (музей Акрополя). Самой верной, хотя и не слишком искусной и к тому же уменьшенной в десять раз копией культовой статуи «Афина Парфенос» можно, наверное, считать так называемую «Афина Варвакион» (Афины, Национальный археологический музей). Вообще же статуй Афины, целых или в виде торсов, сохранилось немало. Наиболее известные из них, римские копии греческих оригиналов классической эпохи, находятся в Италии и по традиции называются именами их бывших владельцев или по месту их нахождения: «Афина Фарнезе» (Неаполь, Национальный музей), «Афина Джустиниани» (Ватикан), «Афина из Веллетри» (Рим, Капитолийские музеи и Париж, Лувр). Наиболее ценная в художественном отношении копия головы «Афина Лемнии» находится в Городском музее в Болонье.

Образ Афины сохранился примерно на двухстах вазах, причем многие из них относятся к 6 в. до н. э. Архаизованное изображение Афины украшало все амфоры, которыми награждались победители панафинейских игр.

Из произведений нового времени, не менее многочисленных и не менее разнообразного уровня, назовем лишь две картины: «Паллада и кентавр» Боттичелли (1482) и «Рождение Афины из головы Зевса» Фьяминго (1590-е гг.). Из статуй - тоже две: работу Дроса начала нашего века, которая стоит на высокой ионической колонне перед афинской Академией, и работу Гудона конца 18 в., которая украшает Институт Франции.

На фото: статуя Афины у здания парламента Австрии в Вене.

В давние времена, по верованиям древних греков на Олимпе проживали 12 богов олимпийцев, 6 мужчин и 6 женщин. С них и начались родословные всех олимпийских богов, полубогов и и героев греческих мифов.
Эти олимпийские боги проделали странное путешествие из еще более древних времен в будущее. Греческие боги перешли в римских богов чтобы остаться богами... но уже с другими именами. Боги древней Греции и Рима имея различные имена выполняют собой одинаковые функции и исходят из одних и тех же более древних богов.

Греция, море, подножие Олимпа. Olympus, красивая гора видная издалека. Это дом олимпийских богов окутан облаками. Если вы подниметесь на гору, на самый ее пик, то найдете там место достаточное лишь для нескольких человек.

Греческие богини являются носителями вечных женских качеств и сегодня эти богини живут среди нас в виде нормальных женщин. Вопрос нашего выбора состоит в том, что мы хотим выбрать для себя сами. Какой богиней или богом мы хотим выглядеть и как мы будем принимать этот образ своей судьбы.

Идея представления древних греческих и римских богинь прошла через любовь и тянется лавровый веточкой из долины реки Пене где родилась легенда о Дафне.

Нимфа Дафна была прекраснейшей дочерью Пенея - бога Рек и богини Земли - Геи. Бог любви Эрос одним выстрелом своей стрелы сразил сердце бога Солнца Аполлона и он безумно влюбился в Дафну.

Выпустить свою вторую стрелу в сердце Дафны Эрос то-ли позабыл, то-ли пожалел и в результате Дафна отвергла ухаживания влюбленного в нее Аполлона и убежала как можно дальше от настойчивого ухажера, который и знать ничего не хотел о чуствах к нему Дафны, а только и думал как овладеть предметом свой любви.

Но убежать Дафне от всевидящего бога Солнца было невозможно и отчаявшись спрятаться от Аполлона, она попросила свою мать превратить ее в лавровый куст, растущий на берегу реки Пене и таким образом навсегда уйти от назойливой любви бога Солнца Аполлона. Найдя ее в облике куста, влюбленный Аполлон сплел лавровый венкок, одел его себе на голову в знак вечной любви и поклялся сделать лавр вечнозеленым деревом. У древних греков лавровый венок стал призом вручаемым победителям в Олимпийских играх.

Легенда очень красивая и трагическая... Является ли это наказанием за неразделенную любовь?

Артемида Древнем Риме - богиня Диана) дочь Зевса и богини Лето (Латоны по иной версии - Деметры), сестра Аполлона. Когда Лето забеременела, она спряталась на острове Делос. Супруга Зевса, Гера, бывшая к тому же и богиней брака, узнав об этом кощунстве, послала за ней в погоню Дельфийского Питона. Зевс уберег свою дочь и под пальмой на острове Делос, Лето родила Артемиду и Аполлона.

Артемида очень любила своего брата Аполлона и часто приходила на вершину Парнаса, где он обитал, чтобы отдохнуть и послушать его игру на золотой кифаре и песни муз. С рассветом, выспавшись, она снова мчалась в леса на охоту.

Древнеримская богиня Диана была богиней охоты, покровительницей диких животных и Луны. Диана изображается охотницей с луком, стрелы которого никогда не пролетают мими цели в окружении оленя и собак. Царство Артемиды это дикая природа.

Диана древних римлян это также и целомудренная богиня женственности, плодородия, охоты, Луны и ночи. Она изображается в сопровождении диких животных с луком и колчаном стрел, бродящая с горными нимфами по лесам и горам. Диана охраняет молодых одиноких женщин и является Девой чистоты. Диана в период позднеримской античности считалась олицетворением ночи и луны, как и ее брат Аполлон отождествлялся с днем и солнцем.

Диана у римлян обладала тройной властью - на земле, под землей и на небе и поэтому ей принадлежал эпитет "богиня трех дорог". Ее изображения нередко ставили на перекрестках больших дорог. Диана слыла также и покровительницей пленных, плебеев и рабов. Позднее она стала считаться покровительницей Латинского союза.

Афина (в Древнем Риме - Минерва) была богиня мудрости, справедливой войны и ремесел. Афина защитница городов, покровительница искусства наук, творчества, ремесел и земледелия. Она является оплотом благополучия. Афина покровительница греческого города Афины, названного в ее честь. Афина является покровительницей многих героев. Очень часто ее изображали в доспехах, так как она была известна и как превосходный стратег.

Будучи богиней войны, Афина, не получала от битв радости, она предпочитала утверждать закон и решать споры мирным путем. Она славилась своей добротой. Единственное исключение случилось в Троянской войне, когда взбешенная тем, что яблоко раздора по праву не досталось ей, Афина вместе с Герой вылила всю свою ярость в бою.

Афина была дочерью Зевса и титаниды Метиды. Зевсу было предсказано страшное будущее - его будущий сын от Метиды должен был свергнуть его с трона и тогда Зевс проглотил свою беременную супругу. С помощью бога Гефеста он вывел из своей головы уже взрослую Афину находящуюся в полном боевом облачении. С тех пор Афина является как бы частью самого Зевса, она исполняет его волю и осуществляет замыслы Зевса.

Афина это желания Зевса, осуществленные ею в действительности. Атрибутами Афины являются сова, змея и эгида. Одного прикосновения Афины к человеку достаточно, чтобы дать ему мудрость и знание и сделать его прекрасным и успешным героем. По мифологии, богиня Афина покровительствовала только амбициозным людям, делая успешными их начинания. Читая Иллиаду мы видим, что Афина покровительствует своим героям.

Минерва является древнеримской богиней мудрости, искусств и ремесел. Она любимая дочь Юпитера. Согласно римской легенде, Минерва также родилась без матери, выйдя в полном вооружении из Юпитера, сверкая своей красотой после того, как Вулкан расщепил ему голову и достал оттуда Минерву.

Гестия (в Древнем Риме - Веста) является богиней очага и жертвенного огня в Древней Греции, который горит в её храмах и домах. Она старшая дочь Кроноса и Реи. Её сестрами являются Гера, Деметра и Аида, а братьями Посейдон и Зевс. Гестия основала город Кносс.

Посейдон и Аполлон намеревались взять ее в жены, но она решила жить у своего брата Зевса девственницей. Изображение «владеющей лавром пифийским» Гестии было в афинском Пританее, а жертвенник Гестии находился в роще Зевса Гомории.

Ей приносилась жертва перед началом всякого священнодействия, все равно, носило ли оно частный или общественный характер. Благодаря этому в Греции сохранилась поговорка «начинать с Гестией», служившая синонимом успешного и правильного начинания дела. В награду за это ей воздавались высокие почести. В городах ей посвящался жертвенник, на котором вечно поддерживался огонь, а новые колонисты брали с собой огонь с этого жертвенника на свою новую родину.

В древнем Риме Веста являлась дочерью Сатурна и богини Реи. Веста была также богиней очага и чистоты семейной жизни. В ее храме римляне поддерживали священный огонь. Этот огонь был символом процветания римского государства. За ним смотрели жрицы-весталки, поскольку его исчезновение было самым плохим предзнаменованием. От этого священного огня зажигался огонь в новых римских поселениях и колониях.

Храм Весты на Палатинском холме Рима

рам Весты находился в Риме на склоне Палатинского холма, в роще напротив форума. В ее храме горел вечный огонь, поддерживаемый жрицами богини - весталками. Ими могли стать десятилетние девочки целиком посвятившие свою жизнь служению Весте. Им запрещено было выходить замуж и если весталка беременела, ее заживо закапывали в землю.

В июне в Риме праздновали весталии - праздник в честь Весты. Во время этого праздника босоногие римлянки приносили Весте жертвы в ее храме. В этот день было запрещено использовать для какой-либо работы ослов, так как именно рев осла некогда спас Весту от бесчестья Приапа, пробудив ее от сна. Её скульптуры очень редки и изображают Весту девушкой с накинутым на голову покрывалом.

Эти богини - девы являются символом женской независимости. В отличие от других обитателей Олимпа, они, как правило, не предназначены для постоянной семейной жизни и любви. Эмоциональная привязанность не может отвлечь их от того, что они считают для себя более важными. Они не горюют от неразделенной любви. Эти богини являются выражением женской потребности в эмансипации - быть независимой и идти к достижению своих целей.

Артемида и Афина олицетворяют собой целеустремленность, логическое мышление и движение в направлении достижения цели. Гестия является прототипом интроверсии, ее внимание направлено на внутренний мир, она является духовным центром женской личности. Эти три богини расширяют наше представление о таких качествах женщин, как компетентность и независимость. Эти качества характерны для женщин, которые активно стремиться к достижению своих собственных целей.

Вторая группа богинь это группа уязвимых богинь - Гера, Деметра и Персефона.

Гера (в Древнем Риме - Juno) была богиней брака. Она была женой Зевса, являвшимся верховноым богом Олимпа.

Гера это изначально этрусское божество, позже ставшая римской богиней, отождествляемое с греческой богиней Герой. Юнона была дочь Сатурна и Реи, сестра Церера, Плутона, Весты, Нептуна и Юпитера, который также был и ее мужем. Юнона была богиней римской брака, супружеской любви, покровительницей замужних женщин, помогающей беременным женам, покровительница Рима и римского государства. Римляне были первыми (насколько известно из истории) кто официально ввел единобрачие (моногамию)Юнона стала покровительницей моногамии и являлась у римлян богиней протеста против полигамии.

Традиционно Юнону изображают облаченной в шлем и панцирь. Вместе с Юпитером и Минервой она входит в Капитолийскую триаду, в честь которых на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут храм. В Риме священные гуси предупредили горожан своими криками о нападении галлов и тем спасли город.

1 марта в Древнем Риме в её честь праздновался праздник матроналий. В ее честь назван месяц июнь. Юнона советовалась с богиней мудрости Минервой и богиней темных сил Церерой.

Деметра (в Древнем Риме - Ceres) является богиней плодородия и земледелия. В мифах особое внимание уделяется матери Деметры.

Культ богини охраняющей все живое на земле и покровительствующей земледельцам имеет свои корни в доиндоевропейской эпохе. В глубокой древности она носила имя Мать-Земля. «Великая мать» , а позже Деметра, порождала на Земле все живое и принимающая в себя умерших. Деметра считалась поэтому и покровительницей чародеев. Именно она научила человечество земледелию и дала людям семена пшеницы.

Деметра - вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида. Она сестра Зевса, Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Согласно легенде, Деметра была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы. В честь Геракла Деметра учредила Малые мистерии для его очищения после убийства им кентавров.

По одной из легенд, Деметра была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос и Филомел. По Диодору Деметра была матерью Эвбулея.

Древнеримская богиня Церера была дочь Сатурна и Реи, сестра Юпитера, мать Прозерпины, богини фруктов и сельскохозяйственных угодий, законодательница и покровительница мира и брака. Ее священным цветком был мак - символ сна и смерти, траура по ее дочери Персефоны, которая была похищена Плутоном и унесена в мир мертвых. В римской мифологии Церера также богиня плодородия. Позднее Деметра стала ассоциироваться с Кибеллой.

Персефона, дочь Юпитера и Цереры, жена Плутона.(в Древнем Риме - Прозерпина). Древние греки называли ее "Кора" - девочка. Прозерпина являлась богиней природы, плодородия, но после того как она была похищена Плутоном - стала пцарицей подземного мира.

Культ богини подземного мира прослеживается со времен микенской эпохи. Персефона возможно была взята от одной из древних богинь которым поклонялись местные племена до вторжения на Балканский полуостров греков. У завоевавших эти народы греков, культ Персефоны отождествился с культом богини плодородия - Коры. Персефона была дочь Деметры и Зевса, либо дочь Зевса и Стикса. Она была вскормлена в пещере Деметрой и нимфами. К ней безуспешно сватались Арес и Аполлон. Цветком Коры является нарцисс.

Она супруга владыки подземного царства Аида (Плутона), который похитил её и унёс под землю. Деметра искала свою дочь по всему миру, будучи в безутешной скорби. Земля все это время была бесплодна. Чтобы вернуть дочь, Деметра обратилась за помощью к Зевсу. Аиду пришлось отпустить Персефону. Но он дал ей зерна граната, возникшего из капель крови Диониса. Персефона, проглотила зёрна граната и оказалась обреченной на возвращение в царство мертвых.

Чтобы успокоить безутешную Деметру, Зевс решил, что Персефона в царстве Аида будет проводить только часть года, а оставшееся время жить на Олимпе.

Во время своего нахождения на Олимпе, Персефона ранним утром поднималась на небо и становилась там созвездием Девы, чтобы ее проснувшаяся мать Деметра, смогла сразу же увидеть ее. Миф о Персефоне с древних времен связан со сменой времён года.

Эти греческо-римские богини олицетворяют традиционную роль женщины - жены, матери и дочери. Они выражают потребности женщин в семейной жизни и привязанность к домашнему очагу. Эти богини живут не только лишь для себя и поэтому уязвимы. Они страдают, подвергаются насилию, их похищают, угнетают и унижают боги мужчины.
Их истории служат для понимания женщинам собственных эмоциональные реакций, для того, чтобы справиться с собственными страданиями и продолжить свою жизнь.

Афродита (в Древнем Риме - Венера) богиня любви и красоты. Она самая красивая и сексуальная богиня. Афродита принадлежит к третьей категории богинь - алхимической богини. Афродита вступает во множество связей с мужчинами и у нее много наследников. Она является воплощением первобытного сладострастия и эротического притяжения. Ее любовные связи происходят только по ее выбору и Афродита никогда не является жертвой. Она допускает мимолетные чувственные отношения, у нее нет постоянства, и она открыта для новой жизни.

У древних римлян роль Афродиты перешла к Венере. Она считается прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею. Он был родоначальником рода Юлиев к которому принадлежал и Юлий Цезарь.

Венера у древних римлян богиня весны, а позже - красоты, любви и жизни. Родившись из морской пены, Венера стала женой бога Вулкана и матерью Купидона (Амура).

По одной из версий, богиня зачата кровью (по-гречески - афрос) оскопленного титаном Кроносом Урана. Попавшая в море кровь Урана образовала пену из которой и появилась покровительница любви и богиня плодородия, вечной весны и жизни Афродита. Афродита находится в окружении нимф, ор и харит. Афродита является богиней браков и родов. Ее корни лежат в сексуальной и распущенной финикийской богине плодородия Астарте, ассирийской Иштар и египетской Исиде. С течением времени из них и переродилась прекрасная Афродита, занявшая свое почетное место на Олимпе.

Увидев Афродиту на Олимпе, боги влюбились в нее, но Афродита выбрала себе Гефеста - самого некрасивого из всех богов, но зато и самого искусного. Это не помешало ей родить детей и от других богов (Диониса, Ареса). Она родила Эрота (или Эроса), Антероса - бога ненависти), Гармония, Фобоса - бога страха, Деймоса - бога ужаса.

Афродита была влюблена в прекрасного Адониса, погибшего на охоте от дикого вепря. Из его капель крови появились алые розы, а из слез Афродиты выросли прекрасные анемоны. Другая легенда приписывает смерть Адониса гневу приревновавшего его к Афродите Ареса.

Афродита была одной из трех богинь, выигравшей спор о том кто из них самая красивая. Она пообещала сыну троянского царя Парису самую прекраснейшую из земных женщин - жену спартанского царя Менелая. Елену. С похищения Елены и началась Троянская война. В поясе Афродиты находились желание обладать, любовь и слова соблазнения.

Греческие женские имена – прекрасное наследие культуры Древней Греции, колыбели европейской цивилизации. Древняя Греция дала миру философию и науку, великое искусство и потрясающую воображение мифологию. На греческом языке был написан Новый Завет. Поэтому неслучайно множество красивых и звучных женских имен имеет древнегреческое происхождение.

Девушка Греции

Древнегреческие женские имена

Имена древнегреческих богинь и их значение:

  • Аглая (дочь Зевса и Эвриномы, одна из трех харит) – блеск, красота, радость;
  • Амфитрита (нереида, жена Посейдона) – двусторонняя;
  • Ананке (богиня рока, неотвратимости) – неизбежность;
  • Артемида (богиня охоты и плодородия) – медведица;
  • Астерия (божество звездного неба) – звездная;
  • Афина (богиня мудрости и войны) – значение не ясно;
  • Афродита (богиня любви и красоты) – пена;
  • Галатея (нереида, в которую был влюблен циклоп Полифем) – молочная;
  • Гармония (богиня, дочь Ареса и Афродиты) – союз, лад, согласие;
  • Геба (богиня юности, дочь Зевса и Геры) – юность, молодость;
  • Гера (богиня брака и семьи) – значение не ясно;
  • Гестия (богиня семейного очага) – очаг;
  • Гея (мать всех богов) – земля;
  • Дафна (речная нимфа) – лавр;
  • Деметра (богиня плодородия и земледелия) – божественная мать;
  • (богиня мира) – мир, спокойствие;
  • Ирида (богиня радуги, вестница богов) – радуга;
  • Калипсо (нимфа) – покрывать, окутывать;
  • Каллиопа (муза эпической поэзии) – красивый взгляд;
  • Каллисто (нимфа) – прекраснейшая;
  • Клио (муза истории) – слава;
  • Майя (плеяда) – кормилица, матушка;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Мирра – душистая смола;
  • Мнемосина (богиня памяти) – память;
  • Немесида (богиня возмездия) – праведный гнев;
  • Ника (богиня победы) – победа;
  • Персефона (богиня плодородия и весны) – значение не ясно;
  • Селена (богиня луны) – луна;
  • Талия (муза комедии) – цвести, расцветать;
  • Урания (муза астрономии) – небеса;
  • Фемида (богиня правосудия) – право, закон;
  • Эвтерпа (муза лирической поэзии) – доставляющая наслаждение.

Среди имен богинь встречаются как , вышедшие из обихода, так и распространенные до сих пор – Афродита, Ксения, Майя, Ника и ряд других.

В приведенный ниже список вошли самые , имевшие хождение в Древней Греции и упоминавшиеся в мифах; приведено их значение:

  • Агата – добрая;
  • Агния – непорочная;
  • Александра – защитница;
  • Алкидика – могучий закон;
  • Алкимеда – сильная забота;
  • Алкиона – зимородок;
  • Алфея – исцеляться;
  • Амалфея – нежная богиня;
  • Андромаха – человек+битва;
  • Андромеда – человек+заботиться;
  • Антея – цветок;
  • Антигона – против рождения;
  • Аполлинария – посвященная Аполлону;
  • Арахна – паук;
  • Арета – добродетель;
  • Ариадна – непорочная, чистая, священная;
  • Аспасия – желанная;
  • Аталанта – соблюдающая равновесие;
  • Варвара – чужестранка;
  • Василиса – царица;
  • – спокойная;
  • Гелла – значение не ясно;
  • Гермиона – посвященная Гермесу;
  • Глафира – изящная;
  • Гликерия – сладкая;
  • Даная – данайка, гречанка;
  • Евгения – благородная;
  • Европа – широкий взгляд;
  • – факел, светоч;
  • Иола – фиалка;
  • Ипполита – распрягать лошадь;
  • Ифигения – доблестный род;
  • Ия – фиалки;
  • Кассандра – блистающая;
  • Кассиопея – блистающий взгляд;
  • Клеопатра – слава отца;
  • Климена – слывущая сильной;
  • Коринна – девушка;
  • Ксантиппа – желтая лошадь;
  • Ксения – гостеприимная;
  • Лариса – чайка;
  • Левкиппа – белая лошадь;
  • Лидия – по названию области в Малой Азии;
  • Макария – блаженство, счастье;
  • Медея – думать, заботиться;
  • Мелисса – пчела;
  • Олимпиада – олимпийская;
  • – море;
  • Пенелопа – чирок, разновидность дикой утки;
  • Поликсена – очень гостеприимная;
  • Сафо – сапфир;
  • – мудрость, знание;
  • – венценосная;
  • Фаина – блестящая;
  • Федра – сияющая;
  • Филомела – любительница яблок;
  • Эвридика – широкий закон;
  • Электра – лучезарная.

Конечно, большинство древнегреческих имен, их значение и звучание, не подходят для имен современных девочек, но некоторые из них будут популярны еще долгое время, например – Александра, Ариадна, Елена, Ксения, София и другие.

Греческие женские имена, имеющие религиозное (христианское) значение

В конце эллинистического периода (конец IV в. до н.э. – V в. н.э.) Греция стала оплотом восточного христианства, а с крушением древнеримской империи и появлением нового мощного государства – Византии, центром распространения православия. Многие греческие имена приобрели христианское значение:

  • – возвращенная к жизни;
  • – вестница;
  • Дорофея – дар Божий;
  • Евангелия – благая весть, Евангелие;
  • Евдокия – благоволение;
  • Екатерина – чистая, непорочная;
  • Ефросинья – благомыслящая, радостная;
  • – жизнь;
  • – мудрость;
  • Фекла – слава Божия;
  • Феодосия – Богом данная.

Современные греческие женские имена

Большинство современных греческих женских имен имеет греческое происхождение и делится на две группы:

  • имена из православного календаря;
  • древнегреческие имена, в том числе мифологические.

Кроме того, встречаются имена древнееврейского и древнеримского происхождения, а также современные западноевропейские имена.

По сведениям 2013 года, самые популярные имена для девочек в современной Греции:

  • – от древнееврейского Мириам, желанная, горькая;
  • Элени – от древнегреческого Елена, факел;
  • Экатерини – от древнегреческого Екатерина, непорочная;
  • Василики – от древнегреческого Василиса, царица;
  • Георгия – женская форма имени Георгиос, земледелец;
  • София – мудрая;
  • – возвращенная к жизни;
  • Эвангелия – благая весть;
  • Иоанна – женская форма от Иоаннис, Бог милостив;
  • Димитра – от древнегреческого Деметра, божественная мать.

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

– главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер.

П осейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как оли цетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.

Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона.

Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме

Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.

Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.

Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.

Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.



Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур.

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.

Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.

Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.

Персефона – дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве. Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия.