Зороастризм является религией. Возникновение зороастризма

Зороастризм – религиозное течение, сформировавшееся и возникшее в Восточном Иране на рубеже VII-VI вв. Основой для зороастризма послужила древнеиранская мифология, нашедшая отражение в священной книге откровений древних иранцев – Авесте, состоявшей из двух частей: Яшты и Гаты. Последняя имеет философский характер, именно в ней и изложены основы религии. Зороастризм носит дуалистический характер: это учение о борьбе двух антагонистических космических начал – Добра и Зла. Материалы отделочные строительные купить в хабаровске строительные материалы в хабаровске .

Основателем зороастризма является древнеиранский пророк Зороастр (Заратуштра, Заратустра). До сих пор окончательно не установлено, кем в действительности был этот человек. Не известно также и точное время его жизни. В советской исторической науке долгое время считалось, что Зороастра вообще не существовало. Однако в настоящее время это положение пересмотрено.

Зороастр родился ок. 660 г. до н.э. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме в нижнем течении Окса.

В древнейшей иранской литературе он представлен в качестве жреца, имеющего право приносить жертвы богам и совершать ритуалы. В 630 г. Зороастр отправился на многолюдный праздник, где впервые получил откровение от Ахурамазды. После 10 лет проповедей Зороастр обратил в 618 г. до н. э. в свою религию царя Гаштасну (Кави Виштаспу). Кроме того, члены королевского семейства, королева Хутаоса, его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли религию Зороастра. Позже религия была принята всеми жителями Ирана. В 583 г. до н. э. пророк был убит бактрийскими кочевниками, воевавшими против Кави Виштаспы.

Кроме того, существуют иные точки зрения на время жизни Зороастра:

1. около 6,5 тыс. до н. э. (Плиний Старший, Платон, Ксанф Лидийский, Диоген Лаэртский);

2. по лингвистическому методу сравнение языка Ригведы и Гахт и вычисление древности языка Авесты сходятся на периоде около 6 тыс. до н. э;

3. по астрономическому методу позиции звезд, записанные в Авесте, сходятся на 6 тыс до н. э;

4. некоторые ученые под влиянием Библии и в некоторой степени археологии находят правильным1500 до н. э.

5. имеются также указания на двух Зороастров, живших в 6 тыс. и VII-VI вв. до н. э. соответственно.

Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.

Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.


Тантрические писания
Не каждый может строго следовать принципам Вед, которые требуют стойкости, чистоты, веры и терпения. Нетерпеливые, невежественные люди требуют немедленных результатов и они могут быть достигнуты посредством магии, поклонению духам и т.п. ...

Древнегреческое свободомыслие и атеизм.
Древнегреческий атеизм, возникший в связи с отрицанием греческих богов, культа и мистерий, не представляет собой единой традиции, даже принадлежащие к одному направлению Демокрит, Эпикур и их римский после­дователь Лукреций, дающие немало...

Типы Литургий
В течение исторического процесса с евхаристической молитвой произошло, немало изменений. Единая по существу и замыслу анафора знает в своем прошлом немало дополнений и сокращений; она подвергалась всевозможным влияниям и изменениям. Причи...

Религия древних иранцев называется зороастризм , впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться .

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам , тесно связанным с природой. По мере перехода к оседлой жизни и становления классового общества выделяются светлые божества:

  • Мазда — воплощение мудрости и правды;
  • Митра - воплощение согласия, договора.

У древних иранцев огонь почитался как посредник между богами и людьми во время жертвоприношений и как всеочищающая сила. Во время жертвоприношений они употребляли опьяняющий напиток хаому. Постепенно все более важное место занимает среди всех богов Ахура-Мазда (Господь Мудрости). Древние иранцы верили, что мир поделен на семь областей-кругов, самый большой из которых находится в центре и заселен людьми.

Наиболее известным пророком в Иране был Заратуштра или Зороастр. Жил он не позднее VII в. до н.э. Он был реальной исторической личностью и принадлежал к сословию жрецов. По некоторым сведениям, Заратуштра был скифом. Когда ему исполнилось 42 года, его проповедь новой религии, зороастризма, получила всеобщее признание. Позднее личность Заратуштры была мифологизирована и наделена сверхчеловеческими качествами.

Священная книга зороастризма - Авеста создавалась на протяжении многих веков сначала в устной традиции, затем не ранее III в. она была зафиксирована письменно. Авеста включает в себя три главные части:

  • Ясна (гимны и молитвы);
  • Яшта (моления божествам);
  • Видевдат (ритуально-культовый сборник, содержащий толкования всех верований и обрядов зороастризма).

Заратуштра выступил пророком верховного бога Ахура-Мазды (Ормузда) — бога добра, правды, создателя мира. Наряду с ним, изначально существует и его антипод - Анхра-Манью (бог зла, олицетворяющий мрак и смерть). Ахура-Мазда непрывно борется с Анхра-Манью, опираясь на своих помощников — добромыслие, правду, бессмертие. Ахура-Мазда создал человека свободным, и поэтому в борьбе добра со злом человек может сам выбирать позицию. Позднее было создано учение о том, что добрый дух Ахура- Мазда и злой дух Анхра-Манью являются сыновьями-близнецами «Бесконечного времени» - бога времени Зрвана. Каждый из них обладает равной силой и правит миром по 3 тыс. лет, после чего в течение последующих 3 тыс. лет между ними будет происходить борьба. Мировая история длится 12 тыс. лет, которые делятся на стадии. Первая стадия — царство добра — продолжается 3 тыс. лет.

Это — Золотой век. На второй стадии зло начинает одерживать верх. Это — стадия борьбы. Третья стадия — царство зла. Четвертая стадия — добро побеждает в результате борьбы.

Идеи зороастризма были известны древним грекам. Ахура-Мазда изображали по-разному (солнечный диск с крыльями или крылья в солнечном диске). В VI-VII в. н.э. накануне арабских завоеваний зороастризм получил широкое распространение в Иране. В первое время после завоевания Ирана арабами гонения на зороастрийцев не осуществлялись, но позднее, в IX-X в. началось принудительное обращение в ислам. Тех, кто не желал переходить в ислам, называли гебрами (неверный). С ними расправлялись жестоко: их или убивали, или изгоняли. Часть зороастрийцев переселилась в Индию, там их стали называть парсами, а саму — парсизмом.

Изменяется судьба зороастризма в Иране только при приходе к власти династии Пехлеви в начале XX в. Начинается возрождение древних традиций, религии и философии Ирана. Но в 1979 г. произошла исламская революция, в результате которой вновь провозглашаются ценности ислама, а зороастризм считается религиозным меньшинством и подавляется.

Принципы и обряды зороастризма

Главное нравственное требование - сохранение жизни и борьба со злом. Никаких пищевых запретов нет. Обряд инициации проводится, когда ребенок достигает возраста 7 или 10 лет. Во время обряда жертвоприношения зороастрийцы должны были пить хаому перед жертвенным огнем и произносить слова молитвы. Для хранения огня строили храмы. В этих храмах огонь должен был гореть постоянно. Пять раз в день его подпитывают и читают молитвы. Исследователи считают, что 5-кратная молитва в исламе взята из зороастризма.

Обряд погребения был связан с основами вероучения. Древние иранцы считали, что мертвое тело оскверняет природные стихии, поэтому для погребения строили высокие башни, называемые Башнями Молчания . Когда человек умирал, к его телу подводили собаку пять раз в день. После первого подвода собаки к покойнику в помещение вносили огонь, который горел в течение трех дней после того, как покойника отнесут в Башню Молчания. Вынос тела должен был происходить в дневное время. Башня заканчивалась тремя кругами, на которые кладут обнаженные тела: на первый — мужчин, на второй — женщин, на третий — детей. Гнездящиеся вокруг башни грифы в течение нескольких часов обгладывали кости, и когда кости высыхали, их сбрасывали вниз. Считалось, что душа покойного достигает Царства Мертвых и предстает перед Божьим судом на четвертый день.

Были у зороастрийцев и сезонные праздники. Самый торжественный праздник — Новый год. Он отмечается в день весеннего равноденствия — 21 марта.

Зороастризм Религиозное учение иранского пророка Заратуштры - возможно, самая древняя из мировых религий откровения. Возраст ее не поддается точному определению.

Возникновение Зороастризма

В течение многих веков тексты Авесты - главной священной книги зороастрийцев - передавались в устной форме от одного поколения жрецов к другому. Записали их только в первые века нашей эры, в годы правления персидской династии Сасанидов, когда самый язык Авесты уже давно был мертвым.

Зороастризм был уже очень стар, когда первые упоминания о нем попали в исторические источники. Многие детали этого вероучения нам теперь не ясны. К тому же дошедшие до нас тексты представляют из себя лишь малую часть древней Авесты.

Согласно персидскому преданию, изначально она заключала в себе 21 книгу, но большая часть их погибла после разгрома в IV в. до Р.Х. Александром Македонским древней Персидской державы Ахеменидов (имеется в виду не гибель манускриптов, которых в то время, согласно традиции, было всего два, а смерть большого количества жрецов, хранивших тексты в своей памяти).

Та Авеста, которой пользуются теперь парсы (так называют в Индии современных зороастрийцев), содержит в себе всего пять книг:

  1. «Вендидад» - собрание ритуальных предписаний и древних мифов;
  2. «Ясна» - собрание гимнов (это наиболее древняя часть Авесты; в состав ее входят «Гаты» - семнадцать гимнов, приписываемых самому Заратуштре);
  3. «Висперед» - сборник изречений и молитв;
  4. «Бундехиш» - книга, написанная в эпоху Сасанидов и содержащая в себе изложение позднего зороастризма.

Анализируя Авесту и другие сочинения доисламского Ирана, большинство современных исследователей приходят к мысли, что Заратуштра был не столько создателем нового вероучения, носящего его имя, сколько реформатором исконной религии иранцев - маздеизма.

Боги Зороастризма

Как и многие древние народы, иранцы поклонялись множеству богов. Добрыми богами считались ахуры, среди которых наиболее важными были:

  • Бог неба Асман
  • Бог земли Зам
  • Бог солнца Хвар
  • Бог луны Мах
  • Два божества ветра - Вата и Вайд
  • А также Митра - божество договора, согласия и социальной организации (в дальнейшем он считался богом солнца и покровителем воинов)

Верховным божеством был Ахурамазда (то есть Господь Премудрый). В представлении верующих. Он не связывался ни с каким природным явлением, но являлся воплощением мудрости, которая должна управлять всеми действиями богов и людей. Главой мира зловредных дэвов, противников ахуров, считался Ангро-Майнью, не игравший, по-видимому, в маздеизме большого значения.

Таков был фон, на котором в Иране возникло мощное религиозное движение зороастризма, превратившее старые верования в новую религию спасения.

Поэмы «Гаты» Заратуштры

Важнейшим источником, из которого мы черпаем сведения как о самой этой религии, так и о ее создателе, являются «Гаты». Это небольшие поэмы, написанные размером, встречающимся в Ведах, и предназначенные, как и индийские гимны, для исполнения при богослужении. По форме это вдохновенные обращения пророка к Богу.

Они отличаются утонченностью намеков, богатством и сложностью стиля. Такая поэзия могла быть полностью понята только обученным человеком. Но хотя для современного читателя многое в «Гатах» остается загадочным, они изумляют глубиной и возвышенностью содержания и заставляют признать их памятником, достойным великой религии.

Их автор - пророк Заратуштра, сын Поурушаспы из рода Спитама, родился в мидийском городе Раги. Годы его жизни нельзя установить доподлинно, так как он действовал в то время, которое для его народа было доисторическим. Язык «Гат» чрезвычайно архаичен и близок к языку Ригведы, знаменитому памятнику ведического канона.



Самые древние гимны Ригведы датируются примерно 1700 г. до Р.Х. На этом основании некоторые историки относят время жизни Заратуштры к XIV-XIII вв. до Р.Х., но скорее всего он жил гораздо позже - в VIII или даже VII в. до Р.Х.

Пророк Заратуштра

Детали его биографии известны лишь в самых общих чертах. Сам Заратуштра называет себя в «Гатах» заотаром, то есть полностью правомочным священнослужителем. Он именует себя также мантраном - сочинителем мантр (мантры - вдохновенные экстатические изречения или заклинания).

Известно, что обучение священству начиналось у иранцев рано, видимо, в возрасте около семи лет, и было устным, потому что они не знали письма Будущие священнослужители изучали в основном обряды и положения веры, а также овладевали искусством импровизации стихов для призвания богов и их восхваления Иранцы считали, что зрелость достигается в 15 лет, и, вероятно, в этом возрасте Заратуштра уже стал священнослужителем.

Легенда говорит, что двадцати лет от роду он ушел из дома и поселился в уединении у реки Даитья (исследователи помещают эту область в современном Азербайджане). Там, погруженный в «безмолвную мысль», он искал ответа на жгучие вопросы жизни, искал высшую правду. Зловредные дэвы не раз пытались атаковать Заратуштру в его убежище, то соблазняя его, то угрожая смертью, но пророк остался непоколебим, усилия его не были тщетны.

После десятилетних молитв, размышлений и вопрошаний Заратуштре открылась высшая истина.Это великое событие упоминается в одной из «Гат» и кратко описывается в пехлевийском (то есть написанном на среднеперсидском языке в эпоху Саса-нидов) сочинении «Задопрам».

Заратуштра получил откровение от божеств

Там рассказывается, как однажды Заратуштра, участвуя в церемонии по случаю весеннего праздника, отправился на рассвете к реке за водой. Он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвращался на берег (в этот момент он пребывал в состоянии ритуальной чистоты), перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение.

На берегу он узрел сияющее существо, открывшееся ему как Boxy Мана, то есть «Благой помысел». Оно привело Заратуштру к Ахурамазде и шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых пророк «не увидел собственной тени на земле из-за яркого свечения». От этих божеств Заратуштра и получил свое откровение, ставшее основой для проповедуемого им вероучения.



Как можно заключить из дальнейшего, главное отличие зороастризма от старой традиционной религии иранцев сводилось к двум моментам к особому возвеличиванию Ахурамазды за счет всех остальных богов и противопоставлению ему злобного Ангро-Майнью. Почитание Ахурамазды, как владыки аша (порядка, справедливости), соответствовало традиции, поскольку Аху-рамазда с древности был у иранцев величайшим из трех ахур, хранителей аша.

Противоположности в вечном столкновении

Однако Заратуштра пошел дальше и, порвав с принятыми верованиями, провозгласил Ахурамазду несотворенным Богом, существовавшим извечно, творцом всего благого (включая и всех других добрых благих божеств). Его проявлениями пророк объявил свет, правду, доброту, знание, святость и благодетельность.

Ахурамазда совершенно не затронут ничем злым в какой бы то ни было форме, следовательно, он абсолютно чист и справедлив. Областью его обитания является надмирная светоносная сфера. Источником же всего зла во вселенной Заратуштра объявил Ангро-Майнью (буквально «Злого Духа») - извечного противника Ахурамазды, который также изначален и полностью зловреден. Эти две основные противоположности бытия Заратуштра видел в их вечном столкновении.

«Воистину, - говорит он, - есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии - они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи, - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой - Дух Святейший, облаченный в крепчайший камень (то есть небесную твердь) выбрал праведность, и пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять Ахурамазду праведными делами».

Итак, царство Ахурамазды олицетворяет собой положительную сторону бытия, а царство Ангро-Майнью- отрицательную. Ахурамазда пребывает в никем не созданной стихии света, Ангро-Майнью - в извечном мраке. В течение долгого времени эти области, разделенные великой пустотой, никак не соприкасались друг с другом. И только сотворение Вселенной привело их в столкновение и породило непрекращающуюся борьбу между ними. Поэтому в нашем мире добро и зло, свет и мрак оказались перемешаны.



Сначала, говорит Заратуштра, Ахурамазда сотворил шесть высших божеств - тех самых «излучающих свет существ», которых он узрел в своем первом видении. Эти шесть Бессмертных Святых, воплощающих качества или атрибуты самого Ахурамазды, следующие:

  • Boxy Мана («Благой помысел»)
  • Аша Вахишта («Лучшая праведность») - божество, олицетворяющее могучий закон истины аша
  • Спэнта Армайти («Святое благочестие»), воплощающее посвящение тому, что хорошо и праведно
  • Хшатра Вайръя («Желанная власть»), представляющее собой силу, которую каждый человек должен проявлять, стремясь к праведной жизни
  • Хаурватат («Целостность»)
  • Амертат («Бессмертие»)

Все вместе они были известны как Амеша Спента («Бессмертные Святые») и представляли из себя могущественных, смотрящих с высоты несравненно справедливых владык. Вместе с тем каждое из этих божеств находилось в тесной связи с каким-либо из явлений, так, что это явление рассматривалось как олицетворение самого божества.

  • Так Хшатра Вайрья считался владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю.
  • Расположенная внизу земля принадлежала Спэнта Армайти.
  • Вода была творением Хаурватат, а растения относились к Амертат.
  • Boxy Мана считался покровителем кроткой милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была символом созидательного добра.
  • Огонь, который пронизывает все остальные творения и благодаря солнцу управляет сменой времен года, находился под покровительством Аша Вахишта
  • А человек, с его разумом и правом выбора, принадлежал Самому Ахурамазде

Верующий мог обращаться с молитвой к любому из семи божеств, но ему следовало призывать их всех, если он хотел стать совершенным человеком.

Ангро-Майнью - это тьма, лживость, зло и неведение. Он также имеет свою свиту из шести могущественных божеств, каждый из которых прямо противоположен доброму духу из окружения Ахурамазды. Это:

  • Злой Разум
  • Болезнь
  • Разрушение
  • Смерть и т.п.

Помимо них в его подчинении находятся злые боги - дэвы, а также бесчисленное множество низших злых духов. Все они - порождение Тьмы, того Мрака, источником и вместилищем которого служит Агро-Майнью.

Целью дэвов является добиться господства над нашим миром. Их путь к этой победе состоит отчасти в его опустошении, отчасти в соблазне и подчинении себе последователей Ахура-мазды.

Вселенная наполнена дэвами и злыми духами, которые во всех углах пытаются вести свою игру, так что ни один дом, ни один человек не застрахованы от их тлетворного воздействия. Чтобы защититься от зла, человек должен совершать ежедневные очищения и жертвы, применять молитвы и заклинания.

Война между Ахурамаздой и Ангро-Майнью вспыхнула в момент миротворчества. После сотворения мира появился из неоткуда Ангро-Майнью. Нападение Ангро-Майнью ознаменовало начало новой космической эры - Гумезишн («Смешение»), на протяжении которой этот мир представляет смесь добра и зла, а человек подвергается постоянной опасности быть совращенным с пути добродетели.



Для того чтобы противостоять нападкам дэвов и других приспешников зла, он должен почитать Ахурамазду с шестью Амеша Спента и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось больше места для пороков и слабостей.

По откровению, полученному Заратуштрой, человечество имеет с благими божествами общее предназначение - постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Замечательный миг, когда это свершится, будет означать начало третьей эпохи - Визаришн («Разделение»). Тогда добро будет снова отделено от зла, и зло подвергнется изгнанию из нашего мира.

Учение Зороастризма

Великая, основополагающая идея учения Заратуштры состоит в том, что Ахурамазда может восторжествовать над Ангро-Майнью лишь при помощи чистых, светлых сил и благодаря участию людей, уверовавших в Него. Человек создан быть союзником Бога и трудиться вместе с Ним для достижения победы над злом. Поэтому его внутренняя жизнь не представлена только сама себе - человек идет одним путем с божеством, его справедливость действует на нас и направляет к своим целям.

Заратуштра предлагал своему народу сделать сознательный выбор, принять участие в небесной войне и отречься от верности тем силам, которые не служат добру. Поступая таким образом, каждый человек не только оказывает посильную помощь Ахурамазде, но и предопределяет свою будущую судьбу.

Ибо физическая смерть в этом мире не ставит точку человеческому существованию. Заратуштра считал, что каждая душа, расстающаяся с телом, будет судима за то, что совершила в течение жизни. Этот суд возглавляет Митра, по обеим сторонам которого с весами правосудия восседают Сраоша и Рашну. На этих весах взвешиваются мысли, слова и дела каждой души: добрые - на одной чаше весов, дурные - на другой.

Если добрых дел и мыслей больше, то душа считается достойной рая, куда ее отводит прекрасная девушка-даэна. Если же весы склоняются в сторону зла, то отвратительная ведьма увлекает душу в ад - «Жилище Дурного помысла», где грешник переживает «долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов».

В конце света и в начале эры «Разделения» произойдет всеобщее воскресение мертвых. Тогда праведники получат танипасен - «будущее тело», а земля отдаст кости всех умерших. За всеобщим воскресением будет Последний Суд. Тут Аирйаман, божество дружбы и исцеления, вместе с богом огня Атар расплавит весь металл в горах, и он потечет на землю раскаленной рекой. Все воскресшие люди должны будут пройти сквозь эту реку, причем для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что «они во плоти идут через расплавленный металл».

Основные идеи зороастризма

Все грешники переживут вторую смерть и навсегда исчезнут с лица земли. Демоны-дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем великом сражении с божествами-язатами. Река расплавленного металла потечет вниз, в ад, и сожжет остатки зла в этом мире.

Тогда Ахурамазда и шесть Амеша Спента торжественно совершат последнее духовное богослужение - ясна и принесут последнее жертвоприношение (после которого смерти вообще больше не будет). Они приготовят мистический напиток «белую хаому», дающий всем блаженным, кто вкусит его, бессмертие.

Тогда люди станут такими же, как сами Бессмертные Святые - едиными в мыслях, словах и делах, не стареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве Бога на земле. Потому что, согласно Заратуштре, именно здесь, в этом знакомом и любимом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, а не в отдаленном и иллюзорном раю, будет достигнуто вечное блаженство.

Такова в общих чертах суть религии Заратуштры, насколько ее можно реконструировать по сохранившимся свидетельствам. Известно, что она далеко не сразу была принята иранцами. Так, проповедь Заратуштры среди соплеменников в Pare практически не имела плодов - эти люди оказались не готовы к тому, чтобы уверовать в его благородное, требующее постоянного нравственного совершенствования учение.

С большим трудом пророку удалось обратить в свою веру лишь своего двоюродного брата Маидйоиманха. Тогда Заратуштра покинул свой народ и отправился на восток в закаспийскую Бактрию, где смог добиться благосклонности царицы Хутаосы и ее мужа царя Виштаспы (большинство современных ученых считаем что он правил в Балхе, таким образом, Хорезм стал первым центром зороастризма).

Согласно преданию, Заратуштра по обращении Виштаспы прожил еще много лет, но о его жизни после этого решающего события известно мало. Погиб он, уже будучи глубоким стариком, насильственной смертью - его заколол кинжалом жрец-язычник.

Спустя много лет после смерти Заратуштры Бактрия вошла в состав Персидской державы. Тогда зороастризм стал постепенно распространяться среди населения Ирана. Однако во времена Ахеменидов он, по-видимому, еще не был государственной религией . Все цари этой династии исповедовали древний маздеизм.



Государственной и подлинно народной религией иранцев зороастризм стал на рубеже нашей эры, уже в пору правления парфянской династии Аршакидов или даже позже - при иранской династии Сасанидов, утвердившейся на престоле в III в. Но этот поздний зороастризм, хотя и сохранил в полной мере свой этический потенциал, уже во многих чертах отличался от раннего, провозглашенного самим пророком.

Всемудрый, но достаточно безликий Ахурамазда оказался в эту эпоху фактически оттесненным на второй план доблестным и благостным Митрой. Поэтому при Сасанидах зороастризм был прежде всего связан с почитанием огня, с культом света и солнечного сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

13.1. Дозороастрийский период. Религия Ирана до реформы Заратуштры не поддается однозначному толкованию. Наряду с присущими только ей оригинальными чертами, она имеет много общего с ведическим культом в Индии: например, жертвоприношение (яз, ср. санскр. яджна) животных божеству по имени Геуш-Урван («Душа быка») или использование галлюциногенного напитка хаома (санскр. сома). Божества разделялись на две категории: ахуры («владыки»; ср. санскр. асуры) и дэвы («боги»; санскр. дева), причем все они воспринимались в позитивном плане.

Эта религия соответствовала обществу, где доминировала военная аристократия со своими союзами, практикующими инициацию и свирепые обряды, кульминацией которых было состояние «бешенства» (айшма). В центре этого культа находились жертвоприношения животных, в частности, быка (гав), и употребление хаомы (упомянута в Ясне, 48.10, 32.14, как напиток из мочи, излитой после принятия наркотического препарата).

13.2. Заратуштра. Весьма трудно определить точное время реформы Заратуштры (греческий Зороастр). Судя по всему, реформатор жил в восточном Иране около 1000 г. до н.э. Самобытное учение Заратуштры в нескольких пунктах противостояло прежней религиозной практике: осудив кровавые жертвоприношения и использование хаомы, он предложил также радикальное изменение божественного пантеона, который стал теперь монотеистическим и дуалистическим. Эту новую религию, впоследствии претерпевшую значительную эволюцию, принято называть зороастризмом.

13.3. Древний зороастризм.

13.3.1. Зороастрийские священные тексты были записаны в период с IV по VI вв. н.э. и состоят из нескольких напластований. Авеста включает в себя следующие разделы: Ясна (Книга ритуала), Яшты (Книга гимнов), Вендидад31 (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийайишн и Гах (Молитвы), Хорд или Младшая Авеста (Ежедневные молитвы), Хадохт Наск (Книга Писаний), Аокмаэга (Мы принимаем) с описанием потустороннего мира и Нирангистан (Правила культа). Считается, что древнейшая часть Ясны - Гаты (Песнопения) - восходит к самому Заратуштре.

Не уступают по значению авестийским источникам тексты, созданные большей частью в IX в. на пехлеви (среднеперсидском языке): Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (зороастрийская Книга Бытия)32, Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датистан-и-Диник жреца Манушчехра, назидательное сочинение Датистан-и Менок-и Храт, апологетический труд Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений) и Книга (Намак) Арда Вирафа - жреца, побывавшего в загробном мире. Позднейшие зороастрийские тексты написаны на персидском, гуджарати, санскрите и даже английском.

Имеются многочисленные памятники с изображениями иранских божеств и надписи - начиная от династии Ахеменидов (Дарий I, 522–486; Ксеркс, 486–465; Артаксеркс II, 402–359 гг. до н.э.) и кончая эпохой Сасанидов (Шапур I, 241–272 и Нарсе, 292–302 гг. н.э.). Не будучи сугубо религиозными, они помогают пролить некоторый свет на статус и особенности религии этих различных периодов. Более важными являются надписи Великого Жреца (мобед) Картира, которые относятся к началу сасанидской эпохи.

Греки, христиане и арабы также оставили ценные сведения о зороастризме периода между V в. до н.э. и X в. н.э.

13.3.2. Зороастрийская реформа, как мы уже сказали, была направлена против оргиастических культов, доминировавших в мужских военных союзах. Мы имеем дело с пуританской реформой нравов, отчасти похожей на орфическую революцию в древней Греции, целью которой было покончить с каннибальскими оргиями во славу Диониса. В чисто религиозном плане самым поразительным новшеством Заратуштры является система, создавшая оригинальный синтез монотеизма и дуализма. Нужно сразу оговориться, что проблема теодицеи во всех религиях осмысляется в сходных терминах и дуализм является лишь одним из возможных решений. В зороастризме самым интересной представляется концепция свободы воли в ее рудиментарной форме, которая не позволяет устранить логическое противоречие: в самом деле, верховное божество Ахурамазда выступает в качестве творца всех противоборствующих сил (Ясна, 4.3–5), но его сыновьям-близнецам, Спента Майнью (Дух святости) и Ангро-Майнью (Дух зла) приходится делать выбор между истиной (аша) и ложью (друг или друдж), которые проявляются в добрых или дурных мыслях, словах и делах. Совершенно очевидно, что Ахурамазда признается творцом зла дважды, поскольку именно он создал друдж, определивший выбор его сына Ангро-Майнью. С другой стороны, подобный этический дуализм приобретает теологические, космологические и антропологические черты.

В период индоиранской общности, а также в дозороастрийскую эпоху, дэвы (санкср. дева) и ахуры (санскр. асуры) были божествами. В зороастризме они претерпевают эволюцию прямо противоположную той, что осуществилась в Индии: ахуры становятся богами и выбирают аша, дэвы становятся демонами и выбирают друдж.

Функцию посредников между Духом святости и человечеством, стоящим перед вечной проблемой нравственного выбора, исполняют семь или шесть Амеша Спента («Бессмертные святые»): Воху Мана (Благая мысль), Аша Вахишта (Наилучший распорядок), Хшатра Варья (Прочная власть), Спента Армайти (Святое благочестие), Хаурватат (Целостность) и Амертат (Бессмертие). Семь Бессмертных святых являются как добродетельными спутниками Ахурамазды, так и атрибутами смертных, следующим путем истины - аша. Подвижник истины (ашаван), достигший особого состояния, которое называется мага, может попасть в число Бессмертных святых и слиться воедино с Духом святости.

13.3.3. Жреческий синтез. Восточные авестийские жрецы атраваны (ср. санскр. атхарваны), а вслед за ними западные (мидийские) жрецы-маги переосмыслили пуританское учение Заратуштры, вследствие чего дозоастрийские обряды вновь обрели силу и были включены в систему, получившую отныне статус канонической. В жреческий синтез вошло все древнее наследие. Жрецы реабилитировали даже обычай кровавых жертвоприношений и использование галлюциногенного напитка хаома. Амеша Спента, которые были всего лишь атрибутами Ахурамазды и одновременно ашавана, превратились в язатов или полноценных божеств. Такие древние боги, как Митра, были включены в пантеон, а другие - например, Индра - стали демонами. Возможно, именно благодаря этому синтезу в маздеизме появились упомянутые в авестийских Яштах Ардвисура Анахита и Мифра: эти боги, получившие очень важное значение в эпоху Ахеменидов, восходят к переосмысленным индоиранским божествам - Митре и богине, которую индусы называли (под влиянием ближневосточной богини) Сарасвати. В маздеистском пантеоне Мифра возглавляет триаду, куда входят также Сраоша и Рашну - все вместе они судят душу после смерти. Другими язатами (божествами) являются владыка побед Веретрагна, владыка ветра Вайю, зримое воплощение веры Даэна, Хварена или Царское величие, Хаома и т.п.

13.4. Зерванизм.

13.4.1. Суть проблемы. При Сасанидах (III в.) начинается религиозное возрождение, проходившее под эгидой нетерпимости. Трудно сказать, является ли ортодоксия этой эпохи маздеистской или зерванистской (по имени Зервана, протагониста нескольких дуалистических мифов). Вероятно, можно согласиться с мнением Р.Ценера, что в целом маздеизм обладает гораздо большим влиянием, однако в некоторые периоды зерванизм берет над ним верх.

Ардашир (Артаксеркс) возродил зороастризм, но в какой форме? маздеистской или зерванистской? Шапур I, будучи скорее всего зерванистом, выказывает явное расположение к Мани (см. 11.5), и два его брата - Михр-шах и Пероз - обращаются в манихейство. Его преемник Хормизд I симпатизирует манихеям, однако Бахрам I33 при поддержке грозного Картира - мобедана мобедов или Верховного жреца огня - приказывает схватить Мани, умершего в заточении, а затем начинает преследовать его сторонников. Шапур II, вступивший на престол в 309 г. н.э., продолжает фанатичную политику Картира. Ценер считает, что ситуация изменилась лишь в эпоху Йездигерда I, получившего прозвище «Грешник». Терпимость этого царя восхваляют как христиане, так и язычники. К концу его правления премьер-министр Михр-Нарсе отправляет специальную миссию в Армению. Весьма возможно, что миф о Зерване, дошедший до нас в пересказе двух армянских (Егише Вардапет и Езник Кольб) и двух сирийских (Теодор бар Конай и Йоханнан бар Пенкайе) авторов, каким-то образом связан с проповеднической деятельностью Михр-Нарсе в Армении при условии, что Йездигерд I и два других покровителя Михр-Нарсе - Бахрам V и Йездигерд II - были зерванистами. Старший сын Михр-Нарсе, исполнявший обязанности великого жреца (хербедан хербед) носит имя Зервандат; если это тот самый человек, который назван «еретиком» (састар) в Видэвдате, становится весьма вероятным предположение, что все эти три царя оказывали поддержку зерванизму. Царь Кавад с энтузиазмом принимает «коммунистические» идеи Маздака, однако его преемник Хосров I, вернувшись к ортодоксии, расправляется с Маздаком и восстанавливает маздеизм. Приверженцев Маздака бросают в тюрьмы и тех, кто отказывается отречься от ереси, безжалостно убивают. После Хосрова I персидская держава клонится к упадку, арабское завоевание уже не за горами.

13.4.2. Миф. Самую полную версию главного зерванистского мифа изложил армянский писатель Езник Кольб: Зерван, чье имя означает Жребий или Судьба, воплощал собой бесконечное время и по всем признакам был андрогинным божеством. Желая иметь сына, он в течение одного тысячелетия приносит жертвы, а затем начинает испытывать сомнения в полезности такого рода действий. В этот момент в его «материнском» чреве зарождаются два сына: Ормазд в награду за жертвы, Ахриман - в наказание за сомнения. Зерван дает обет сделать царем первого, кто предстанет пред ним. Ормазд, предугадав намерение отца, рассказывает об этом Ахриману, и тот спешит «разорвать чрево», чтобы явиться перед Зерваном, который не желает его признавать: «Мой сын, - говорит он, - излучает свет и благоухает, а от тебя исходят мрак и зловоние». Тем не менее, Зерван вынужден во исполнение обета даровать царство Ахриману, но только на девять тысяч лет, после чего Ормазд «станет царствовать и совершит все, что ни пожелает». Каждый из братьев начинает творить: «И все, сотворенное Ормаздом, было добрым и истинным, и все, сотворенное Ахриманом, было дурным и лживым».

Другой зерванистский миф по духу очень близок к сказаниям о хитроумном демиурге: этот чрезвычайно сложный персонаж, одновременно комический и трагический, часто оказывается мудрее самого творца. В данном случае, Ахриман знает неведомую Ормазду тайну творения - ему известно, каким способом можно создать светила, чтобы мир не прозябал в темноте. Ахриман говорит своим демонам, что Ормазд мог бы сотворить солнце, совокупившись с матерью, и луну - совокупившись с сестрой (отражение обряда хваэтвадата, авест. хвач дас, который в данном контексте оценивается самым положительным образом). Демон Махми спешит все рассказать Ормазду.

Наконец, в третьем мифе описывается конфликт между Ормаздом и Ахриманом за право собственности: вся вода принадлежит Ахриману, но ее пьют животные Ормазда (собака, свинья, осел и бык). Когда Ахриман запрещает им прикасаться к своей воде, Ормазд не знает, что делать, но один из демонов Ахримана советует ему сказать злобному соседу: «В таком случае забери свою воду с моей земли!» Эта хитрость не приносит желаемого результата, поскольку Ахриман приказывает своей служанке-жабе высосать всю воду из владений Ормазда. Тот вновь опускает руки, и тогда муха - еще одна подданная Ахримана - влетает в нос жабе, заставив ее выплюнуть воду.

13.4.3. Интерпретация зерванизма. Совершенно очевидно, что восстановить зерванистскую систему в ее единстве и целостности не представляется возможным, хотя попытки делались неоднократно Г.Нюбергом, Э.Бенвенистом и другими - вплоть до фундаментального труда Р.К.Ценера. Нет сомнений, что зерванизм существовал: возможно, это была совокупность сектантских теологических представлений, получивших официальный статус в эпоху Сасанидов. Вместе с тем, невзирая на наличие нескольких версий зерванистских мифов и многочисленных аллюзий на них, главным доводом в пользу существования этой доктрины остается чисто негативистский принцип: о реальной силе зерванизма свидетельствует полное отсутствие упоминаний о нем в поздних пехлевийских текстах - отрицая его существование, поздний маздеизм тем самым признавал его мощь. Но тогда возникает очень сложная проблема: можно ли считать полемические выпалы против зерванизма в манихейских текстах отражением изначальной вражды двух религий? Или же речь идет о тесной связи между манихейством и зерванизмом в эпоху Шапура I, которая обусловила включение имени Зервана в манихейскую космологию?

13.5. Маздеизм пехлевийских текстов. Остается только сожалеть, что единственная целостная система маздеизма, которой мы располагаем, была записана так поздно. Обнаружив в этих текстах уже известные по более ранних манихейским, иудаистским и христианским сочинениям мифологические мотивы, ученые старой школы пришли к слишком поспешному заключению об их иранских корнях. Однако куда более правдоподобным выглядит предположение, что они восходят к манихейству, иудаизму и христианству. Многие мифологические темы пехлевийских текстов отражены в Авесте - даже в самых древних ее частях. Но целостные и подробные сказания, повествующие о космогонии и эсхатологии, имеются только в пехлевийских текстах.

13.5.1. Космология. В маздеистской Книге Бытия (Бундахишн) говорится о двух формах существования: менок или «чистая духовность» порождает гетик или «осязаемую реальность». Последняя не рассматривается в сугубо негативном плане, как тело у Платона или материя в поздней платоновской традиции. Однако гетик характеризуется «смешением» двух начал» (гумезишн) в результате вмешательства Духа зла - Ахримана. Он убивает первобыка (Гав-и Эвдат) и первочеловека (Гайомарт), но от их семени происходят все добрые животные и первая человеческая пара - Мартйа и Мартйанаг.

Мир был сотворен в шесть этапов - начиная от хрустального неба и кончая людьми. В центре земли находится гора Хара, а окружает землю горная гряда Харбурс (авест. Хара Березайти). Люди живут только в одном из семи климатических поясов (каршвар) этого круга - Хваниврате. На его южной границе располагается громадное озеро Ворукаша, которое образовалось из стекающих с вершины Хара водных потоков. В центре озера стоит гора небесного происхождения (из хрусталя), и на ней растет Мировое Древо - Древо Бессмертия или Белая Хаома. Из озера Ворукаша берут начало две реки, ограничивающие Хваниврату на востоке и западе.

13.5.2. Коллективная эсхатология. Гумезишн закончится, когда произойдет раздел (визаришн) всего, что было создано двумя Духами. История космоса проходит через три фазы: прошлое, где властвуют Гайомарт и смерть, настоящее, где властвуют Заратуштра и его учение, будущее, где властвует Спаситель или Сошан (авест. Саошйант).

Согласно Бундахишну, история вселенной включает в себя четыре эпохи - по три тысячи лет в каждой, двенадцать тысяч лет в целом. В течение первых трех тысяч лет Ормазд создает мир в состоянии менок и тогда же начинается разрушительная деятельность Ахримана. На следующие девять тысяч лет боги заключают перемирие, и сотворенное ими переходят в состояние гетик. Однако через три тысячи лет Ахриман пытается завоевать мир Ормазда, но тот создает фраваши («душу») Заратуштры. Когда проходит еще три тысячи лет, Пророк возвещает о себе людям, и Истинная Вера начинает свой триумфальный путь по земле. В последние три тысячи лет власть перейдет к трем Сошанам или трем сыновьям Заратуштры, причем каждый из них появится в начале нового тысячелетия - сначала Ухшйат-Эрета, затем Ухшйат-Нема, и, наконец, Астват-Эрета.

Уже в самих Гатах говорится, что концом мира станет очистительный огонь и преображение жизни (Фрашокерети, пехлеви - Фрашегирд). Огненная река отделит праведных от недостойных. Мертвые восстанут и обретут нетленные тела благодаря искупительной жертве Спасителя - он родится от семени Заратуштры, которое хранится в глубине озера на востоке.

13.5.3. Индивидуальная эсхатология. Тема суда над душой отдельного человека является очень древней, но детали приводятся лишь в поздних частях Авесты и, главных образом, в пехлевийских текстах. Через три дня после разлуки с телом души достигнут моста Чинват34, где воплощение Истинной Веры явится им в облике их собственной Даэны: истинные маздеисты увидят пятнадцатилетнюю деву, а лживые - отвратительную ведьму. Когда боги Мифра, Сраоша и Рашну произнесут свой суд, души истинных верующих перейдут мост, души лживых будут низвергнуты в ад, а «теплые» - те, что не были ни истинными, ни лживыми - отправятся в чистилище Хаместаган. Мост, который расширяется перед праведными и сужается перед недостойными, представляет собой довольно позднее заимствование из христианства, где этот мотив был популярным уже в VI в. н.э.

Душа поднимается на небо в три этапа: сначала к звездам, символизирующим благие мысли (хумата), затем к Луне, символизирующей благие слова (хукта) и к Солнцу, символизирующему благие дела (хеаршта), чтобы вознестись наконец в царство Беспредельного Света (Анагра раоша).

13.6. Обряды. Первоначально зороастризм отрицал обряды, но в конечном счете признал и жертвоприношения животных, и культ хаомы, которые прежде осуждал. О существовании храмов и статуй ничего не известно вплоть до эпохи Артаксеркса II, когда под влиянием Ближнего Востока воздвигаются статуи Анахиты. «Жилища огня» служат для совершения многочисленных обрядов, связанных с огнем; самым важным из них является принесение в жертву хаомы двумя жрецами - рапси и зот (авест. заотар, ср. санскр. хотар), которые читают наизусть авестийские гимны из Ясны.

Другие обряды распределяются в соответствии с календарным годом: началом его является Новый год (Но Руз) - празднество, посвященное душам (фраваши). Большие торжества приурочены к двум солнцестояниям и двум равноденствиям.

13.7. Маздеизм после победы ислама. Зороастризм сохраняется в Иране и после арабского завоевания, о чем свидетельствует пехлевийская литература. В X в., в результате подавления нескольких антимусульманских мятежей, большая часть зороастрийцев покидает Иран и переселяется на север Индии (Бомбей), где они до сих пор образуют замкнутую и богатую общину парсов. Оставшиеся в Иране маздеисты, напротив, испытывают нужду и подвергаются гонениям.

В настоящее время численность зороастрийцев в мире составляет примерно 130 тысяч человек (перепись 1976 г.): из них 77 тысяч живут в Индии, 25 тысяч - в Иране, 5 тысяч - в Пакистане, и 23 тысячи - в Соединенных Штатах.

13.8. Библиография. Eliade, H 1, 100–112; 2, 212–17; G.Gnoli, Zoroastrism, in ER 15, 578–91; Zarathustra, in ER 15, 556–59; Iranian Religions, in ER 7, 277–80; Zurvanism, in ER 15, 595–6. R.C.Zaehner, Zurvan: A Zoroastrian Dilemma, Oxford 1955.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ближайший обряд инициации, седрепуши (в Индии - навджуд; обряд надевания священной рубахи судры и провязывания священного пояса кушти), состоится 28 марта в Стокгольме. В России этот ритуал совершается ежегодно, зороастрийский анджуман Скандинавии «Бузург Базгашт» (дословно «Великое Возвращение») уже сообщил о его проведении в скором времени в Москве. Зороастрийские общины (анджуманы) действуют в Санкт-Петербурге, Москве и нескольких других городах. Что касается теории, то как наиболее почитаемая священная книга зороастрийцев Авеста, так и другие околорелигиозные (Персидские Риваяты) и литературные (Шахнаме) памятники, связанные с зороастризмом, не только не содержат запрета на обращение в религию, но и прямо либо косвенно призывают к прозелитизму и описывают такие случаи.

Хотя тут есть ряд сложностей. Современная зороастрийская община делиться на две традиции: иранскую и индийскую, представленную парсами, наиболее влиятельным органом самоуправления которых является Бомбейский Парсийский Панчаят (БПП), во главе которого сейчас стоят консерваторы во главе с Кходжесте Мистри, автором книги с многозначительным названием «Зороастризм: этнический подход». Мистри и другие консерваторы убеждены, что бехдином (дословно «приверженцем хорошей религии») может стать только рождённый в семье, где или оба родителя или хотя бы отец были зороастрийцами. Такая позиция зиждется, в частности, на парсийской традиции, требующей отказа от прозелитизма. Так, согласно «Киссе-э-Санджан», составленному в XVI веке описанию прибытия парсов, бежавших после мусульманского завоевания Ирана на территорию штата Гуджарат, местный правитель Рана разрешил зороастрийцам поселиться в своих владениях в обмен на, среди прочего, обещание не обращать никого из его подданных в маздаяснинскую (дословно «поклоняющихся Мазде») веру. Не так давно два зороастрийских священника-парса Кхушро Мадон и Фрамроз Мирза были отстранены БПП от служения в агьяри (в Иране - атешкаде; парсийских храмах огня, иначе, молельных домах) за, в частности, проведение навджуда для непарсов. Однако среди парсов существует и противоположная точка зрения. Президент частного образовательного института «Зороастрийский колледж» в Санджане, штат Гуджарат, парсийка Мехер Мастер Мус занимается активной пропагандой перехода в зороастризм и неоднократно бывала в России и Таджикистане. Консерваторы-парсы же в частных беседах высказывают мнение, что русские хотят перейти в зороастризм, чтобы получить права на имущество богатой парсийской общины в Мумбаи и других городах, где по закону пользоваться им (например, жить в специально построенных для парсах закрытых поселениях) могут только зороастрийцы.

В Иране, несмотря на лояльное отношение совета мобедов к прозелитизму, седрепуши также практически не проводятся. Согласно законам Исламской республики, установленным после революции 1979 года, переход из ислама в другую религию карается смертной казнью, причём как для неофита, так и для священника, проводившего обряд. Хотя за последние несколько лет некоторые иранцы-мусульмане всё же были посвящены в зороастризм как в самом Иране, так и в России (для этого они специально ездили в Москву и Санкт-Петербург, где проходили церемонии).

Парсы в Индии к желающим присоединиться к их вере относятся более чем настороженно. Зороастрийское сообщество держится закрыто, в нем не признаются межэтнические браки, принадлежность к общине передается по мужской линии. Тот, кто хочет принять зороастризм, должен доказать, что у него были зороастрийцами родители или какие-либо предки, то есть свою парсийскую наследственность.

Что касается зороастрийской общины в России, то ее представители не делают каких-либо специальных ограничений. Более того, на официальном сайте зороастрийской общины в Санкт-Петербурге даже есть раздел «Принятие веры», где подробно описано, как это можно сделать, пройдя через специальный обряд Сэдре-Пуши. Перед принятием веры идет период подготовки (1–2 года). Человек должен знать основы веры, а также необходимые молитвы для ритуала повязывания пояса кушти.