Философия русского «космизма»: идея гармонии разума и природы. Русский космизм основные идеи и представители - реферат Что такое русский космизм в философии

Философия русского космизма кратко изложена в этой статье. Вы познакомитесь с основными ее представителями и их идеями. Русский космизм - философия, имеющая большие традиции в культуре нашей страны. Это направление мысли объединяет, кроме философов, религиозных мыслителей, ученых, поэтов, писателей, художников. Обстановка, которая сложилась в культурной и общественной жизни России в 19 веке, во многом способствовала появлению такого направления, как русский космизм. Философия эта сегодня приобретает особенную популярность, в том числе и потому, что многие из предсказаний, сделанных космистами, уже сбылись, а другие продолжают сбываться.

Идеи П. А. Флоренского

Флоренский - один из тех, кого считают по праву одним из виднейших представителей "русского космизма". Он полагал, что есть "идеальное родство" человека и мира, их взаимосвязанность, "пронизанность друг другом". Этот мыслитель, подобно древнегреческим философам, человека и мир соотносит как микрокосмос и макрокосмос. Человек является образом и подобием всей Вселенной. Он несет в себе все, что заложено в мире. И человек, и мир внутренне бесконечны и одинаково сложны, поэтому могут считаться частями друг друга. С полным основанием можно утверждать, что биологически мир - это вселенское тело человека, а также то, что экономически он является сферой его хозяйствования.

Христианский космос Соловьева

Тема космизма наиболее полно рассмотрена Соловьевым в трактате под названием "Чтения о Бого-человечестве". Этот мыслитель считал, что человек совмещает внутри себя противоположности, сводящиеся к одной - между условным и безусловным, между вечной и абсолютной сущностью и видимостью, или преходящим явлением. Таким образом, он является и ничтожеством, и божеством.

В божественном существе Соловьев видит двуединство: единство Слова (Логоса), производящее, или действующее; и осуществленное, произведенное единство - единство тела. Вечность Бога, по его мнению, предполагает вечность человечества, однако не природного, возникающего в определенный период на Земле, а идеального, умопостигаемого. В абсолютном и универсальном человеке действительно и существенно коренится и участвует каждый из нас. Люди являются незаменимым и необходимым звеном в абсолютном целом.

Множество сменяющих последовательно друг друга фаз проходит мировой космогонический процесс. Он начинается астральной (звездной) эпохой, когда материя под действием всемирного тяготения стягивается, образуя космические тела. Завершается этот процесс созданием органической жизни и в дальнейшем ее совершенства, которым является человеческий организм. Мировая душа в человеке впервые соединяется с Логосом и осознает себя в качестве чистой формы всеединства. Природа, таким образом, перерастает саму себя. В сознании она переходит в область абсолютного бытия. Нося и воспринимая в сознании божественную вечную идею, и в то же время имея по своему происхождению тесную связь с природой внешнего мира, все мы являемся посредниками между материальным бытием и Богом.

Философия общего дела Федорова

В главном своем философском труде под названием "Философия общего дела" Николай Федоров провозглашает общепланетарные, общечеловеческие задачи эпохи, носящей название "ноосферного выбора". Внесение в природу разума и воли, то есть управление ей, является для этого мыслителя исполнением заповеди об обладании землей, данной в Библии. Управление природой - это победа над различными стихийными силами, над смертью, болезнями и голодом, перевод в мирное и созидательное русло военной мощи. Николай Федоров хорошо понимал, что цивилизация современности движется в катастрофическом направлении, поскольку основана на эксплуатации, а не на восстановлении. Он утверждал, что люди виноваты не только в зле, которое совершают, но и в зле, происходящем по бездействию, которое содействует приближению Конца. Проект "регуляции природы", разработанный в главном труде этого философа, ставит задачу внести гармонию в хаос, порядок в беспорядок, - цель, которую преследует философия русского космизма. Федоров делает конкретные предположения, включая регуляцию погоды с помощью взрыва в облаках, применяющуюся до сих пор. Он также рассматривает некоторые более глобальные проекты: как управлять движением земного шара, магнитными силами, использовать новые источники энергии и др.

В чем состояла заслуга Федорова?

Различные философские школы рассматривали космос обыкновенно как воплощение абсолютного, беспредельного, недоступного пониманию человека. Он оставался предметом восхищения, смешанного с ужасом перед небытием. Многие века созерцательное отношение к нему разделяли различные философские школы. Оно уходит корнями в глубокую древность. Заслуга Федорова состояла в том, что он привнес в науку и философию требование активно преобразовывать макрокосмос. Для мыслителя первым шагом в борьбе со временем является борьба с пространством, разъединяющим все.

Взаимосвязь внешней и внутренней природы

Пророческая идея этого философа о тесной связи человека и космоса подтверждается в научных подходах современности. Рассмотрим, например, антропный принцип, состоящий в том, что если бы в мире не было наблюдателя, то есть людей (мыслящих и чувствующих существ), то он не был бы таким, каков есть сейчас. Если бы мир был хотя бы немного другим, то нас не было бы. Ни сознание, ни жизнь не появились бы, если бы немного сместились параметры его составляющих (исчезла какая-то частица или стала бы другой). Менять человеческую природу возможно лишь, одновременно изменяя в этом же направлении мир. Поэтому когда человек, не встав на путь одухотворения и изменения себя, начинает преобразовывать или покорять природу (или мир), он неизбежно приходит к дисбалансу, к нравственному и экологическому кризису. Произведенное несовершенным человеком одностороннее вмешательство в природу (вместо разумной и сознательной регуляции) приводит к тому, что природа истощается. В итоге она обрушивается бумерангом на самого человека в виде катастрофы.

Путь воскрешения

По мнению Федорова, различные философские направления и наука идут в основном путем расчленения, разделения, анализа. Этому мыслитель противопоставляет иной путь - воскрешения как синтеза, сложения, собирания всего разложенного и разъединенного - от человеческого организма до знания. Аналитический тип мышления, преобладающий сегодня, характеризует различные философские направления и науку. Он связан с промышленной цивилизацией, умерщвляющей живые натуральные продукты земледелия и природы и готовящей из них искусственные, мертвые вещи. Таким образом, преобладание анализа связывается с сознательным или подсознательным согласием на смерть, которая и есть главный анализатор. Именно смерть разделяет на более простые элементы сложное. Напротив, воскрешение, средством которого служит, в частности, космизм в философии, - это воссоединение чего-то простого в одно сложное целое, которое предполагает приобретение преображенного качества. Все возможности и способности человечества следует синтезировать для этой задачи. Основная идея "всеобщего синтеза" заключается, таким образом, в преодолении противоречий: села и города, дела и знания, мысли и чувства, воли и мечты, науки и веры, альтруизма и эгоизма. Сегодня человечество к идее единства еще не готово, и поэтому она вполне закономерно является утопической.

Космическая философия Циолковского

Циолковский - это одна из главных фигур такого направления, как русский космизм. Философия в своей сущности рассматривалась им с опорой на мысль эпохи Просвещения. Циолковский полагал, что философия является вершиной всего научного знания, это наука наук.

Первый этап философии Циолковского

Три основных этапа можно выделить в концепции Циолковского. Первый - с 1898 по 1914 год. На этом этапе у Циолковского космизм в философии - это направление с опорой на главный принцип, который Константин Эдуардович сформулировал в 1934 году как зависимость судьбы существа от судьбы Вселенной. Не только человек подразумевается под "существом". Масштабные обобщения делает философия русского космизма. Циолковский считает, что "простейшее существо" - "атом-дух". Их совокупность составляет субстанциональную основу мира. По Циолковскому, космос - это иерархия различных существ, в которую включается и человек. Космос также является "живым существом", "воля" и "причина" которого определяет в строгих рамках поведение как человека, так и других "существ".

Второй этап космизма Константина Эдуардовича

Второй этап - с 1915 по 1923 год. Константин Эдуардович в это время уделяет основное внимание уже другим проблемам, не связанным с космосом. В частности, его интересует "научное" понимание текстов Библии, проблемы общества будущего, которые он разрешает в духе социально-утопическом ("Идеальный строй жизни", "Горе и гений" и др.), проблемы жизни и строения человеческого тела. Циолковский подчеркивает несправедливость в обществе, несовершенство отношений между людьми и др.

Заключительный этап философии Циолковского

Третий этап - с 1923 по 1935 год. Основны философии этого мыслителя покоятся на "активно-эволюционном принципе". Смысл его заключается в том, что от космического разума зависит судьба Вселенной, то есть от преобразовательной деятельности человечества и иных космических цивилизаций. Принцип этот обосновывается Константином Эдуардовичем во многих брошюрах и статьях ("Живая вселенная", "Космическая философия", "Монизм Вселенной" и др.).

Интересно, что у Циолковского "активно-эволюционный" смысл сосуществует с более традиционным принципом о том, что от судьбы Вселенной зависит судьба существа. Это создает некоторые трудности, когда изучается философия русского космизма (кратко) Константина Эдуардовича на завершающем этапе. Важнейшие ее принципы, лежащие в основе научной картины мира и метафизики Циолковского, - это принципы атомистического панпсихизма, эволюции, самоорганизации, бесконечности, монизма.

Принцип атомистического панпсихизма

С пониманием материи Циолковским напрямую связан его принцип атомистического панпсихизма. Мыслитель говорил, что все тела во Вселенной имеют одинаковое начало, сущность, называемую духом материи (субстанция, начало, сущность, атом в идеальном смысле). Основные философские теории Платона основывались на подобной идее. По Циолковскому, "атом-дух" ("первобытный дух", "идеальный атом") - сущность или неделимая основа мира. Она одинакова везде. Животное, как и Вселенная, является вместилищем бессчетного числа атомов-духов. Она состоит именно из них, а материи в прежнем ее понимании не существует. Есть лишь нематериальное, неуничтожаемое, всегда чувствующее, созданное раз и навсегда или существовавшее всегда. "Атом-дух", таким образом, - элемент метафизической субстанции, которая лежит в основе мира и отличается от принятых современной физикой элементарных частиц. Материя едина, а значит во всей Вселенной основные ее свойства должны быть одинаковыми. Из этого следует, что существует:

Единство духовного и материального начал всей Вселенной;

Единство неживой и живой материи;

Единство Вселенной и человека, то есть участие людей в космической эволюции;

Выводимость из метафизики космоса этических норм.

Бесконечность Вселенной и эволюция

Циолковский распространял принцип бесконечности на мир как целое, а также на свойства времени и пространства, строение элементарных частиц, ритмы космической эволюции, иерархию уровней систем космоса, отсутствие пределов экспансии во Вселенной. По Циолковскому, Вселенная бесконечна во времени и в пространстве. Она включает в себя иерархию космических структур, также являющуюся бесконечной: от атомов до различного уровня сложности "эфирных островов". Мысль его о том, что во Вселенной возможно существование множества космосов, была намного опережающей свое время. Сегодня она развивается в квантовой космологии.

Ключевыми для космической философии и научной картины мира, вытекающей из нее, являются также принципы эволюции и самоорганизации. "Все живо", то есть все способно к бесконечной эволюции и самоорганизации. Константин Эдуардович не соглашался с рассмотрением космической эволюции как деградации.

Рождение и смерть

Циолковский рассуждает о "воле Вселенной". Так как она является началом всех вещей, все вокруг порождено ею, то и человек зависит от нее. Его воля - это лишь проявление воли Вселенной. Метафизика судьбы человека в контексте так называемой живой Вселенной заключается в том, что смерти не существует. Она "сливается с рождением" в процессе распада и возникновения "атомов-духов". Новая жизнь разрушима, однако разрушение это сливается с новым рождением. Бесчисленное количество раз будут повторяться разрушения и смерти, однако все они являются не просто исчезновениями, но одновременно и возникновениями. Души, согласно этой философии, не существует, однако в ритмах вселенской эволюции жизнь непрерывна, могущественна, счастлива, не прекращалась никогда и никогда не прекратится, ведь субъективного ощущения времени не существует во временно мертвом веществе.

Человек - не вершина эволюции

Константин Эдуардович полагал, как и другие космисты, что человек отнюдь не является вершиной эволюции. Он считал, что человечество должно двигаться вперед, ему предстоит прогресс в отношении ума, тела, нравственности, технического могущества и познания. Нечто невообразимое, блестящее ждет его впереди. На Земле по истечении множества лет не останется ничего несовершенного. Будет лишь хорошее, и к этому неизбежно приведет сила разума. Современный космизм - программа становления всего человечества, а идеи Циолковского можно рассматривать как перспективный вариант ее осуществления. Лишь для Константина Эдуардовича характерен в космизме такой подход к человеческой судьбе. Он является альтернативой подхода активно-эволюционного.

Русский космизм и современная цивилизация

Вышеперечисленные мыслители - это, конечно, не все представители философии русского космизма. Однако мы постарались отобрать самые значимые имена. В наши дни технологии бурно развиваются, что приводит к кризисным явлениям, трансформировавшимся в глобальные проблемы еще в конце 20 века. Они связаны, в частности, с экологией. Философия 20 века уделяет все больше внимания этому вопросу. Научную рациональность всегда включала в себя культура техногенной цивилизации. Она была направлена на то, чтобы преобразовывать внешний мир согласно потребностям человечества. Русский космизм - философия, в которой была предпринята попытка возродить идею о том, что между космосом и человеком существует органичная связь.

Важнейшее в философии космизма

Очень отчетливо в философии космизма обозначились 2 аспекта взаимовлияния космоса и человека. Человек, с одной стороны, воспринимался в качестве неотъемлемой части космоса, которая зависит от космического целого во всех своих проявлениях. Сам человек, с другой стороны, выступал как фактор эволюции. Он таким образом развивал свои способности, что, создавая новую технологию и технику, стал активно воздействовать на внешний мир. Космисты предупреждали последующие поколения о том, что возможны негативные последствия не ограниченной и безудержной эксплуатации природы.

Это направление, тем не менее, широкого распространения не получило. Философия 20 века развивалась в основном в ином русле. А это направление повторило судьбу множества других философских течений - тех, продуктивные идеи которых существенно опережали свое время. Однако в современной ситуации, когда налицо экологический кризис, приобретает все большее значение поиск "общего дела". И тогда приходит на помощь философия русского космизма Вернадского, Федорова, Циолковского и др. Идеям этих мыслителей еще предстоит сыграть свою роль.

Космизм – это религиозно-философское и научное течение. Оно связано с попытками распространения теории эволюции на весь космос. Различают 3 направления русского космизма: 1)Естественно-научное(Вернадский, Циолковский, Чижевский). 2)Религиозно-философское(Федоров, Соловьев). 3)Поэтически-художественное(Одоевский, Заболоцкий, Платонов). В русском космизме выделяются 2 тенденции: 1)Органическая. 2)Проективистская. 1) представлена Вернадским, она воплощена в теории биосферы и ноосферы. 2) представлена Федоровым и Циолковским, она представляет собой ответ человечества на вызов со стороны глобальных проблем: В перспективе человек должен оставить Землю и переместиться в космос.

Федоров. Религиозный философ, родоначальник русского космизма. Философская система Ф. была изложена и отредактирована его учениками и издана после смерти мыслителя под названием «Философия общего дела». Ф. занимался поиском глубинных причин зла и разработал проект его преодоления. Ф. характеризовал историческое прошлое общества как непрерывную цепь истребления одного народа другим, вытеснения младшим поколением старшего. Как совокупность отношений, проникнутых духом взаимной вражды, «неродственности». Причина этого – зависимость жизни человечества от природы, подчиненной законам конечности и смерти. Каждый индивид при этом вынужден решать прежде всего проблему самосохранения. В результате он неизбежно оказывается в самоизоляции. Общественный строй, который основан на подобном эгоизме, является по Ф. отживающей, зооморфической формой Вселенной. Для преодоления безнравственного состояния человечество должно в 1 очередь осознать своего главного врага в лице слепых природных сил и объединиться для борьбы с ними. Основу этого Ф. видит в нравственном долге сынов и дочерей человеческих по отношению к отцам, предкам, всем умершим. Он состоит в патрофикации, воскрешении, возвращении жизни, отнятой у них. По Ф. смерть – это временное явление, оно обусловлено невежеством, несовершеннолетием человеческого рода. Человеческий род потерял свое единство и оказался разделенным на сословия. Человек должен постичь протекающие в природе естественные процессы. По их образу он сможет на более высоком уровне обновлять свой организм, строить себе новые органы, овладеть естественным, направленным тканетворением. Воскрешение отцов предполагает освоение и заселение космоса. Наука должна помочь людям овладеть космосом. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это дает возможность регулировать его движение в пространстве и превратить Землю в космический корабль для полета в космос. По Ф. идеальное общественное устройство – это психократия. В ее основе лежит принцип всеобщей родственности, братства. Конечная цель, которая может быть достигнута на этой ступени – это познание и самопознание во имя преодоления разобщенности и достижения всеобщего воскрешения. Долг воскрешения или «супраморализм» - не только высшая и безусловная нравственность, но и само христианство, превращение его из догматов в заповеди.



К.Э.Циолковский. Это русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма. В 20-е годы прошлого столетия он приобрел мировую известность как глава нового научного направления – астронавтики и ракетодинамики. Космическая философия Циолковского представляет собой синтез разнообразных систем западной и восточной мысли. Он считал, что Вселенная, космос – Божественное. Разрабатывая свою философию, он пытался решить такие философские проблемы, как: смысл космоса в целом, место человека в космосе, конечность и бесконечность человеческого существования и т.д. Исходный принцип его – это атомистический панпсихизм. Основой мира е него выступает вечные и неуничтожимые атомы. Они обладают чувствительностью и зачатками духовности. По терминологии Ц. это «атомы-духи». Для него космос – это живое существо, а человек – это союз атомов, блуждающих во Вселенной. «Атомы-духи» бессмертны, они совершают кругооборот, путешествуя от одного организма к другому. По нему жизнь и разум не являются единственными во Вселенной, т.к. она безгранична. По сравнению с Землей, жизнь на других, более старших планетах, гораздо совершеннее. Согласно Ц. космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития, образующих иерархию. Одни из них – «совершенные», опередили другие планеты и достигли высокой ступени по уровню разума и могущества. Они обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах. Со временем, в процессе эволюции, образуется союз всех разумных высших существ космоса. Смысл Вселенной Ц. видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновению более высоких форм космического разума, способных к преобразованию космоса, с целью решения глобальных проблем. В космической этике Ц. центральной стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого. Это ведет к устранению в космосе несовершенства жизни, зла, страданий. Человек ответственен не только перед собой, но и перед будущим, частью которого он является. Ц. был энтузиастом космического расселения человечества не только в солнечной системе, но и в других звездных мирах. Средством решения этой проблемы он считал ракетно-космическую технику. Он считал, что человеческая природа должна в ходе эволюции существенно измениться. Люди в ходе эволюции должны в максимальной мере эмансипироваться от среды обитания. В отдаленном будущем должна произойти полная биохимическая перестройка обитателей Земли. Люди превратятся в разумные «животные-растения», которые будут непосредственно перерабатывать солнечную энергию. Он мечтал о живых существах в открытом космосе, которые воспринимают из вне только лучистую энергию центрального светила, а все жизненные процессы будут происходить в замкнутой системе их организма.

В.И.Вернадский. Русский естествоиспытатель-энциклопедист и мыслитель. С его именем связаны такие новые разделы науки как геохимия, биогеохимия, радиогеология, разработка концепции биосферы и ее перехода в ноосферу. Мировоззренческой основой его творчества космизм. Природные социальные процессы на Земле он рассматривал в тесной связи с космическими процессами. Согласно ему, жизнь нашей планеты – явление космическое. Поэтому он защищал концепцию вечности жизни, а не ее самозарождение на Земле. Крупным планом мыслителя являлась концепция биосферы. Биосфера – это сфера существование живого на Земле. Неотделимая часть строения ее – это человек. Человек – это деятельное существо, преобразующее с помощью разума природные условия. По мощности своего воздействия антропогенные процессы сравнимы с геологическими силами. Эволюция человека не завершена. Наши потомки будут обладать более совершенным мыслительным аппаратом, чем мы. В. обосновал мысль о том, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации автотрофности человечества, т.е. достижения его независимости от других форм жизни, путем искусственного синтеза жизни. Анализируя антропогенную деятельность, В. пришел к выводу, что сейчас совершается процесс перехода биосферы в ноосферу. Ноосфера – это царство человеческого разума. Зарождение ее определяется ростом науки и научного труда, охватом научной мыслью всей планеты, свободой научного творчества, достижением единства всего человечества, открытием новых источников энергии, отказом от войн, всесторонним развитием личности, выходом в космос.

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской фи­лософской мысли конца XIX - начала XX веков является космиче­ская философия или, как чаще ее именуют, русский космизм. Попы­таемся в нескольких фразах сформулировать суть этого течения. Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безгра­ничных возможностях по освоению космоса.

Чтобы правильно оценить суть взглядов представителей рус­ского космизма, необходимо знать его истоки. Тогда станут понят­нее мотивы русских философов к этому вопросу, а также при­чины их достижений и просчетов.

Среди истоков возникновения русского комизма можно выделить следующие .

1. Философским основанием космизма вы­ступают диалектические идеи развития и все­общей взаимосвязи явлений материального и духовного мира , разра­батываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

2. Религиозные идеи христианства также оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Многие из его представителей были в той или иной степени рели­гиозными мыслителями, например, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Суть религиозного влияния на космизм проявля­ется в первую очередь через нравственные постулаты религии. Хри­стианская идея о братстве всех живущих людей, независимо от их национальных, религиозных и иных различий, дает изначальную установку и о единстве всего сущего - земного и небесного миров. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

Кроме того, религиозное влияние на русский космизм явственно проглядывает и через христианское учение о воскресении людей. Это наглядно видно в концепции «патрофикации (воскрешения) отцов» Н.Ф. Федорова. А попытка ее реализации неизбежно связа­на с идей единства земного и небесного миров.

3. Естественно-научные предпосылки русского космизма заключаются в том, что в своем развитии человечество в немалой степе­ни опирается на свой разум, на науку, технику . Не будь этого есте­ственно-научного компонента, космическая философия осталась бы в истории человеческой мысли лишь как одно из любопытных утопически религиозных учений в истории философской мысли.

Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в., новые великие открытия в самых различных отраслях знания (в том числе в физике, химии, биологии, астрономии) наталкивали сторон­ников космизма на гениальные догадки, опирающиеся на науку как на практическое средство достижения благородных целей.

Так, в частности, уже в середине XIX века для разгона облаков и вызывания дождя использовались пушки. Невиданные ранее дос­тижения техники позволили Н.Ф. Федорову рассчитывать, что бу­дущая наука быстро пойдет еще дальше. В ближайшем будущем она сможет помочь человечеству в осуществлении его грандиозных идей, например, в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижении бессмертия. И по­следнее будет осуществлено не столько с помощью божественной благодати, а в первую очередь благодаря научным методам. Именно прогресс мировой науки и техники помог самоучке К. Э. Циолковскому осознанно разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве.


4. Исторические корни русского космизма имеют самое непосред­ственное отношение к России, к национальным особенностям русского народа . Один из основных постулатов русского космизма - идея единства людей, всего человечества. Тысячелетняя Россия -огромная страна, своего рода земной космос - всей историей своего развития и географического расположения обеспечивала и ук­репляла в сознании людей необходимость территориального, а главное, духовного единства. Идея русской «соборности», единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм.

Все перечисленные выше факторы и послужили основой воз­никновения совершенно оригинального российского учения в фи­лософии - русского космизма (русской космической философии).

Проблематикой русского космизма активно занимались многие отечественные мыслители, не заурядные ученые, гордость нашего Отечества:

Н.Ф.Федоров, Вл.С. Соловьев, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.

Отец русского космизма Н.Ф. Федоров .

«Отцом русского космизма» по праву считается Николай Федо­рович Федоров (1829-1903). Этот оригинальный и самобытный мыслитель принадлежит к плеяде незаслуженно забытых, а точнее, долгое время замалчиваемых ученых. В 1874-1898 гг. Федоров ра­ботал библиотекарем Румянцевского музея в Москве. Он обладал уникальными энциклопедическими познаниями. Вел подвижниче­ский, аскетический образ жизни (работал по 18-20 часов в сутки, питался в основном хлебом и чаем, раздавая свое скудное жалование нуждающимся). Его творчество, широко известное до револю­ции 1917г., практически лишь в последние десятилетия стало вновь доступным отечественному читателю. Чем же был интересен этот человек и мыслитель?

Оригинальный стиль мышления, ог­ромная эрудиция, высокая нравствен­ность, простота общения, постоянное стремление оказать помощь нуждающимся -все это неизменно притягивало к нему ок­ружающих. Н. Федоров пользовался ши­рокой известностью в обеих российских столицах. Его высоко ценили современни­ки. Среди них - Ф.М. Достоевский. Обычно скупой на похвалу Л.Н. Толстой н.Ф. Федоров так же восхищенно отзывался о Федорове:

«Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Фило­соф Вл. С. Соловьев восторженно писал в письме Н. Федорову: «Ваш план является шагом вперед, сделанным человеческим умом на пути к Христу». Вл. Соловьев признавал Федорова «своим учи­телем и отцом духовным».

Учение Федорова, именуемое им как «философия общего дела», концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смер­тью: достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений («патрофикация отцов»).

Н. Федоров - философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность - это деятель­ность («дело») во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли Н. Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков («отцов»). Он полагал нравственным долгом по­томков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они сто­ят. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), - говорил Н. Федоров, - а с каждым и для каждого; Это союз жи­вущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)» 1 .

Однако для осуществления грандиозной, глобальной идеи дос­тижения бессмертия необходимо осуществить ряд конкретных за­дач. Первое - изменить небратское, «неродственное» отношение людей друг к другу. Чувство людской разобщенности и отсутствие между ними братских отношений постоянно мучили мыслителя. В реальном мире в отношениях живых людей обычно царит холодная отчужденность. Ее истоки, по мнению Н. Федорова - из-за сосре­доточенности людей на самих себе и своих проблемах. Поэтому нет желания думать о других.

Человечество для Федорова, бесспорно, единый род, который по самой своей первоначальной сути объединяет и современников, и уже давно ушедшие поколения «отцов» (предков). И поэтому «общее дело», борьба всех против смерти может и должно объеди­нить всех людей и помочь ликвидировать небратские отношения.

В реализации своей мечты Н. Федоров в духе славянофилов возлагал большие надежды на Россию, особенно на русскую сельскую общину, являющуюся, по его мнению, примером человеческого род­ства и любви. «Только Россия, - писал Н. Федоров - как по сво­ему географическому положению, так и по своим физическим осо­бенностям,... может стать исходным пунктом «общего дела».

Огромная роль в реализации «философии общего дела» принад­лежит науке. Задача науки : сначала максимально продлить жизнь человека, а затем сделать его организм бессмертным. Затем наука поможет воскресить всех людей, когда-либо живших, причем не в мистически-духовном, а в телесном виде. И хотя Н. Федоров был глубоко религиозным человеком, но в данном случае он полагал, что воскрешение умерших произойдет не после Страшного суда, благодаря вмешательству Бога, а с помощью науки.

Н. Федоров в целом следует отечественной культурно-исторической традиции отождествления нравственного и религиозного сознания. Отсюда его стремление оригинальным образом навести мост, со­единяющий науку и религию. Он пытается религию рационализи­ровать, а науку - религиозно морализировать. Для него наука - это в первую очередь мощное средство претворения в жизнь христианской идеи создания рая посредством такого научного разви­тия, когда человек сможет безгранично («подобно Богу») управлять природой (причем не только внешней, но и своей собственной). Религия, с точки зрения Н. Федорова, дает науке цель - воскре­шение и бессмертие, а также нравственное осознание сыновнего долга (в деле воскрешения всех предков, «отцов»).

Главное отличие федоровской идеи воскрешения от канониче­ской, религиозной заключается в том, что само воскрешение дос­тигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть усилиями самого человека. Именно поэтому Фе­доров различает религиозное понятие «воскресение» и естественно­научное «воскрешение».

Божественная благодать является здесь хотя и важным, но все-таки вспомогательным средством. Именно поэтому, принимая саму идею воскрешения, многие русские религиозные мыслители скепти­чески и критически отнеслись именно к принижению роли божест­венного влияния (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Флоренский). Так, Е. Трубецкой называл идею воскрешения с помощью науки «рационалистическим юродством». П. Флоренский, в целом сочув­ствуя идеям Н. Федорова , крайне настороженно относился к его «методике» воскрешения мертвых. В частности, в письме Н.П. Петерсону, последователю Н. Федорова, Флоренский пишет: «если окажется, что учение осуществимо, надо считать одними ес­тественными, человеческими средствами, если вокрешение должно осуществиться только химически, физически, лабораторно, то он в ужасе отвернется от этого величайшего торжества материализма».

Объединению и братству людей, по Федорову, мешает враждеб­ная им «слепая природа». Под давлением сил природы человеком овладевает инстинкт самосохранения. Это в свою очередь приводит к враждебным отношениям друг к другу людей, классов, наций.

Н. Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно поставить перед собой задачу - переделать природу согласно нравственным нормам, установить гос­подство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.

Согласно каноническим, религиозным догматам человек, хотя и создан по образу и подобию Бога, но никогда ему не равен. По Федорову же, человек, победив смерть, а впоследствии став госпо­дином Космоса, сам становится Творцом, то есть по существу - всесильным Богом.

Н. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству. Необходимо также обеспечить его местом для нормального существования. Мыслитель решает эту задачу с помощью освоения кос­моса. Для этого нужно (всего-то!) переселить людей на другие пла­неты для освоения новых «мест обитания».

И здесь открывается достойная новая задача для науки - по­мочь людям овладеть космосом. Об этом до Н. Федорова никто не говорил! Не К. Циолковский, как полагают зачастую, а именно Н. Федоров первым заявил, что Земля не является границей для человека: «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание - поприщем нашей деятельности». Разумеется, для достижения этой цели потребуется создать соответ­ствующие технические средства, что позже было блестяще теорети­чески разработано К. Циолковским.

Русский мыслитель в своих дерзновенных мечтах предлагал свой вариант решения вопроса о способе перемещения человека в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в про­странстве и превратит Землю в космический корабль («земноход») для полетов в космос.

По дерзновенным замыслам ученого, в перспективе человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этих путешествиях и последующем расселении людей на других планетах тесно про­явится идея единства человека и космоса.

Несмотря на очевидную утопичность многих проектов Н. Федорова, его идеи в целом носят жизнеутверждающий, гумани­стический характер. Сегодня тема «братства» всех живущих на Зем­ле людей звучит более чем актуально перед лицом бесконечной че­реды насилия и войн. Кроме того, решать грандиозные задачи бес­смертия и освоения космоса можно, лишь объединив усилия уче­ных всех стран, всего человечества. Именно это мы видим сегодня (совместные космические станции, борьба против болезней века, генные опыты).

Философия Н. Федорова оказала сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе на таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.

К.Э. Циолковский .

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), выдающийся русский естествоиспытатель, пионер теории ракетостроения, несмотря на то, что по существу был самоучкой, обладал обширными познаниями и разпосторонними интересами в области как естественных наук, техни­ки, так и в области философии. Впрочем, в годы своей жизни бу­дущий «отец космонавтики» был более известен как специалист популярного тогда дирижаблестроения. Ему, в частности, принад­лежит идея цельнометаллического дирижабля.

Будучи гениальным ученым в области ракетостроения, он оста­вил менее заметный след в философии. И, возможно, не в послед­нюю очередь из-за своего скептического отношения к другим фи­лософским построениям и теориям. Еще со времен учебы в Москве он занимался исключительно точными науками и старался избе­гать, по его словам, «всякой неопределенности и философии». В его философских произведениях не встретишь имен философов прошлого или современников. Философия Циолковского полно­стью самобытна, но уже в силу этого и ограничена.

Основанием своей «естественной философии» Циолковский счи­тал «познание Вселенной», а также «отречение от рутины, которую дает современная наука». Как подчеркивал сам ученый, «наука, на­блюдение, опыт и математика были основой моей философии» 2 . Разрабатывая собственную «космическую философию» (монизм), он противопоставлял ее, с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой - «пессимистическому» материализму, иг­норирующему вопросы о вселенских целях жизни.

К. Циолковский в целом придерживался материалистической точки зрения и не раз сам это подчеркивал 3 . Однако его так называемая материалистическая философия была весьма эклектична. Во взглядах ученого достаточно ясно прослеживается тяга к механицизму. Он наделял всю материю свойством чувствитель­ности и одушевленности, присущей ее отдель­ным частям в различной степени. Чувствен­ность, по мнению ученого, есть свойство, не­отделимое от материи. Наделенные чувстви­тельностью атомы материи свободно и вечно перемещаются в необозримом пространстве Вселенной. Попадая в «высокообразованное существо», атомы начинают «мыслить». В неорганической же сфере, они как бы «спят», ожидая своего часа. В этих рассуждениях очевидна дань гилозоизму (от греч. hyle - ве­щество и zое - жизнь).

Жизнь, по Циолковскому, вечна.

После каждой смерти получается одно и то же - рассеяние... Мы все­гда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом... Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени... 1 .

Здесь мыслитель весьма близок к индусским учениям о пересе­лении душ.

На основании этой диалектической в своей основе идеи о все­общей жизни, везде и всегда существующей посредством переме­щающихся и вечно живых атомов, Циолковский пытается постро­ить каркас своей «космической философии».

Жизнь и разум на Земле не являются единственными во Все­ленной. В качестве доказательства этого достаточно того обстоя­тельства, что Вселенная безгранична. Иначе «какой бы смысл име­ла Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?». А на основании сравнительной молодости Земли Циолковским делается вывод о том, что на других «старших планетах жизнь гораздо более совершенна» 3 .

В своей философской этике , К. Циолковский - мечтатель и в то же время сугубо рационалистичен и последователен. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи, Циолков­ский видит это следующим образом. Не имеющее границ космиче­ское пространство, по мнению мыслителя, населено разумными су­ществами различного уровня развития. Ученый выстраивает их ие­рархию. Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени и опередили все другие планеты. «Совершенные», пройдя все муки эволюции, зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах. Они избавят их население от мук развития.

Как писал Циолковский, со временем, в ходе эволюции будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала - в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная.

Во Вселенной Земле принадлежит особая роль. Она относится к «более поздним планетам с лучшими плодами». И лишь небольшо­му числу таких планет, в том числе Земле, будет дано право на са­мостоятельное развитие. Нравственная космическая задача Земли - внести свой вклад в совершенствование Космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос.

К. Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей Вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической фило­софии заключается «в переселении с Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение ракеты для этого ученого было от­нюдь не самоцелью (как полагают некоторые, видя в нем лишь ученого-ракетостроителя), а лишь «только методом проникновения в глубины Космоса». Поэтому К. Циолковский очень обижался, когда его представляли «однобоким техником, а не мыслителем». Об этом упоминает в своих воспоминаниях о встречах с Циолков­ским А. Чижевский 2 .

Ученый полагал, что многие миллионы лет постепенно «усовершенствуют природу человека и его общественную организа­цию». В ходе эволюции человеческий организм претерпит сущест­венные изменения, которые превратят человека в разумное «животное-растение», перерабатывающее солнечную энергию. Тем самым будет достигнут полный простор их воли и независимости от среды их обитания. В конце концов человечество сможет экс­плуатировать для своей нужды и пользы все околосолнечное про­странство и солнечную энергию. Со временем земное «население рассеется по всему околосолнечному пространству».

Идеи К. Циолковского о единстве разнообразных миров Кос­моса, его постоянном совершенствовании, включая и самого чело­века, о выходе в Космос имеют важный мировоззренческий и гу­манистический смысл.

Концепция космизма А. Л. Чижевского .

Выдающийся русский ученый-естество - испытатель, философ, профессор Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) был одним из основоположников гелиобиологии - науки о Солнце и о его влиянии на земные процессы. Чижевскому принадлежит ряд удивительных открытий в области философии и естественных наук. Это был незаурядный человек, разносторонняя личность: художник, музыкант, поэт, почетный член более 30 различных иностранных академий и научных обществ . «В науке я прослыл поэтом», - писал о себе молодой ученый. В 1939 г. международным конгрессом по биофизике и биокосмосе Чижевский был выдвинут на соискание Нобелевской премии с характеристикой: «Леонардо да Винчи XX века».

Становление А. Чижевского как ученого прошло в тихой, провинци­альной Калуге. Немалую помощь ему оказывал К.Э. Циолковский. Ко­гда молодой Чижевский занялся изучением вопроса влияния сол­нечной активности на биосферу Земли, то именно Циолковский был первым, кто одобрил эти исследования и даже принимал уча­стие в некоторых экспериментах.

Я никогда не мыслил какого-либо большого научного дела без ибо мои научные труды мы всегда подвергали совместным обсуждениям и критике..., - писал в своих воспоминаниях Чижевский. - В моей личной научной деятельности К.Э. Циолковский сыграл очень большую роль.

Семнадцатилетний юноша Чижевский, беззаветно увлекавшийся астрономией, химией и физикой, обратил внимание на синхрон­ность образования солнечных пятен и одновременную активизацию боевых действий на фронтах Первой мировой войны. Когда он рас­сказал об этой особенности другим ученым, те подняли его на смех. Циолковский же, напротив, посоветовал накапливать статистиче­ский материал, чтобы исследование было научно и доказательно.

В 18 лет молодой ученый делает доклад на тему: «Периодическое влияние Солнца на биосферу», а за 1915-1917 годы собирает мате­риал для диссертации «О периодичности всемирно-исторического процесса» (защитил в 1918 г.) и одновременно участвует добро­вольцем в боевых действиях на фронте. В 1924 г. Чижевский пуб­ликует ставшую знаменитой работу «Физические факторы истори­ческого процесса» (извлечения из указанной диссертации), в кото­рой сжато изложил основные выводы своей концепции.

На богатом фактическом материале он доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и обще­ственной жизни на Земле от пульса Космоса. Эта работа вызвала волну возмущенных публикаций и обвинение в шарлатанстве. Единственная положительная рецензия принадлежала К. Циолковскому:

Молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца, и пу­тем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и ко­лебаний, создавая таким образом новую сферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и смелые мысли высказываются Чижевским впер­вые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа.

Чижевский указывает на прямую зависимость массовых всплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний от периодических циклов активности Солнца. «Неблагоприятные дни» для здоровья людей сегодня известны всем. Однако не все знают, что впервые открыл существование такой зависимости наш сооте­чественник А. Чижевский.

Интересна мысль Чижевского и о том, что магнитные возмуще­ния на Солнце могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государств. А с учетом того, что во главе большин­ства правительств стоят, как правило, немолодые люди, происхо­дящие аномалии могут серьезно сказаться не только на их здоро­вье, но и на политике. Если во главе государства стоят аморальные или психически ущербные личности, то их болезненные физиологические реакции на космические возмущения могут привести к непредсказуемым и трагическим последствиям как для народов своих стран, так и для всего человечества. Это тем более актуально в настоящее время, когда многие страны обладают мощным оружи­ем массового уничтожения.

Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солн­це существенно влияет не только на физические (биологические) процессы, но также и на социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы, происходящие на Земле (войны, бунты, революции), по мнению Чижевского, во многом определяются по­ведением нашего светила. По подсчетам А. Чижевского, во время минимальной солнечной активности соответственно наблюдается и) минимум массовых социальных движений - 5 процентов, в во время пика активности Солнца их число достигает 60 процентов.

Цикл солнечной активности, по расчетам Чижевского, составля­ет 12 лет. Чижевский обратил внимание на фатальный для судьбы России год Змеи с циклом в 12 лет (1905, 1917, 1929, 1941, 1953), а также выделил сверхритм в 36 лет (1917, 1953). Кстати, еще через 36 лет, в 1989 г., на судьбу нашей страны выпало еще одно испыта­ние - в этот год фактически началось крушение СССР и мировой социалистической системы.

Широко известны труды Чижевского в области аэроионофикации. Он предложил проводить оздоровление воздуха путем насы­щения его отрицательными ионами (так называемая «люстра Чи­жевского »). Как правило, в воздухе их недостаточно. А это, как по­казывают опыты, угнетает организм. Открытие Чижевского исполь­зуется для профилактики, а также для лечения многих, в том числе легочных, болезней. Интересны также работы ученого по структур­ному анализу движущейся крови.

Многие идеи Чижевского нашли свое применение в области космических наук. Они подтверждают неразрывное единство чело­века и космоса. Всесторонние исследования творческого наследия Чижевского еще ждут своего часа.

Идеи русского космизма оказали плодотворное влияние на по­следующее развитие отечественной философии и естественных на­ук. Достаточно упомянуть учение о ноосфере В.И. Вернадского .

Идеи Федорова о необходимости тесного сотрудничества ученых всех стран в решении насущных проблем бытия, главной из кото­рых является проблема выживания, находят сегодня свое практиче­ское воплощение (охрана окружающей среды, совместные исследо­вания космического пространства и др.).

Учение русских космистов находит своих сторонников и в наши дни. В последние годы стали проводиться «Федоровские чтения ». Существуют, хотя и немногочисленные, объединения его последо­ватели, в том числе «Прометей » и «Федерация Общего Дела ». В Калуге проходят ежегодные межрегиональные молодежные чте­ния им. А.Л. Чижевского. А если идеи живут и имеют своих верных сторонников, значит, они не являются достоянием лишь истории философской мысли.

контрольная работа

1. Основные положения русского мистического космизма

русский космизм философия

Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса.

Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

1. Философским основанием космизма выступают идеи развития мира, разрабатываемые философией в ходе всего её исторического развития.

2. Религиозные идеи оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Многие из его представителей были религиозными мыслителями, например, Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский. Суть религиозного влияния проявлялась в первую очередь через нравственные постулаты религии. Христианская идея о том, что все люди - братья, даёт установку о единстве всего сущего - земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

Кроме того, религиозное влияние на русский космизм четко проглядывает через христианское учение о воскрешении людей. Это видно в концепции «патрофикации отцов» Н.Ф. Фёдорова. А попытка её реализации связана с идеей единого земного и небесного миров.

3. Естественно - научные - опора русского космизма на человеческий разум, науку, технику. Бурное развитие науки во второй половине XIX в. и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов на гениальные гипотезы. Так, развитие науки позволило Н.Ф. Фёдорову выразить надежду и рассчитывать на будущее воскрешение умерших, не только с помощью божественной благодати, а благодаря научным методам.

4. Исторические корни русского космизма имеют непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа.

Один из основных постулатов русского космизма - идея единства людей, всего человечества. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм.

Идеи русского космизма разрабатывали такие мыслители, как Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский.

Николай Фёдорович Фёдоров (1828 - 1903) по праву считается отцом русского космизма. Этот оригинальный мыслитель принадлежит к плеяде незаслуженно забытых ученых, чьё творчество лишь в последнее время стало вновь доступным отечественному читателю.

Оригинальный образ мысли и действия, высокая нравственность, стремление оказать помощь нуждающимся, неизменно притягивали к нему окружающих. Его высоко ценили современники, обычно скупой на похвалу Л.Н. Толстой восхищенно отзывался о Фёдорове: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком», В.С. Соловьёв признавал Фёдорова «своим учителем и отцом духовным».

Вся философия Фёдорова концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смертью, воскрешении мёртвых. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность - это деятельность во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определённым временем, тот предел, который устанавливает для неё смерть. По мнению Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причём за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков. Он считал долгом потомков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они стоят. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), - говорил Фёдоров, - а с каждым и для каждого; Это союз живущих (сыновей) для воскрешения мёртвых (отцов)».

Фёдоров пытался показать человечество как единый род, который в силу своей сути объединяет и современников, и уже ушедшие поколения. И «общее дело», которое может объединить всех людей и ликвидировать небратские отношения, - это борьба против смерти.

Однако объединению людей, по Фёдорову, мешает враждебная им «слепая природа». Под давлением сил природы человеком овладевает инстинкт самосохранения. Это и приводит к вражде между людьми, классами и нациями. Именно поэтому Фёдоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно поставить перед собой задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над ней, покорив её, человечество победит и смерть.

Несмотря на то, что Федоров, был религиозным человеком, он полагал, что воскресение произойдёт не благодаря вмешательству Бога, а путём самовоскрешения человека. По Фёдорову человек, победив смерть и став господином космоса, сам становится Богом. А само воскрешение достигается при помощи науки и техники, то есть самого человека.

Фёдоров мыслил глобально, наука должна не только помочь воскресить умерших и дать бессмертие человеку, но и обеспечить его необходимым местом для нормального существования. Фёдоров решает эту задачу просто: необходимо переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». И здесь новая задача для науки - помочь людям овладеть космосом. Именно он первым заявил, что Земля не является границей для человека, «нужно считать Землю только исходным пунктом, а целое мироздание - поприщем нашей деятельности». И для перемещения в космос Фёдоров предлагал необходимость освоения электромагнитной энергии земного шара, это позволило бы регулировать его движение в пространстве и превратить Землю в космический корабль для полётов в космос. В перспективе, по замыслам Фёдорова, человек объединит все миры и станет «планетоводом», в этом то и проявится единство человека и космоса.

Несмотря на нереальность многих проектов Фёдорова, его идеи носят гуманистический характер. Именно сегодня тема «братства» всех живущих на Земле людей звучит более чем актуально перед лицом бесконечной череды насилия и войн.

Владимир Соловьёв (1853 - 1900). Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.Соловьёвым в трактате "Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для разума является не божественный, а ясный и нормальный мир. Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей для разума. "Эта задача сводится к выведению условного из безусловного, ... случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, и является и божеством, и ничтожеством" Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве, Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т., М., Т. 2, 1989.. Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего. Соловьёв видит в божественном существе двуединство: "действующее, или производящее, единство божественного творчества Слова, и единство произведённое, осуществленное..., - единство органического тела". Вечность Бога предполагает вечность человечества, но не природного, которое возникает на Земле в определённый период, а человека умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе всех людей. Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой свободы и человеческого бессмертия.

Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого, разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа зла метафизична, усматривая зло в отношении души мира (Софии, "первообразного человечества") и Бога. Её посредствующее положение между Богом и природным миром заключает возможность обретения самостоятельности, соблазн обладания "всем" от себя, а не от Бога и тем самым нарушается единство мироздания. Идеальное всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его материей для развития, оболочкой для его полного обнаружения. Это соединение не носит характера однократного творения. Путь к достижению совершенного и вечного организма - медленный и мучительный. Он объясняется только одним, без чего немыслимы ни Бог, ни природа - свободой. "Если всё существующее (в природе или мировой душе) должно соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это единство, чтобы быть действительным, должно быть обоюдным, т.е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и её собственным делом".

Мировой космогонический процесс проходит множество последовательных фаз. Начинаясь эпохой звёздной (астральной), когда действием всемирного тяготения материя стягивается космические тела, он завершается созиданием органической жизни и её совершенством - формой человеческого организма. "В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа перерастает саму себя и переходит в область бытия абсолютного. Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытиём". Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и причастны к нему лишь подчиняясь естественному внешнему закону. Подобно мировой душе, человек, причастный к всеединству Бога, свободен, иметь его как Бог. Для этого он "утверждает себя отдельно от Бога, вне Бога, отпадает или отделяется от Бога в своём сознании так же, как первоначально мировая душа отделилась от Него во всём бытии своём". Таким образом, начинается новая фаза не космогонического, а теологического развития, в процессе которого человек проходит путь от астральной религии к фаллической, в которой он возвращается к своему собственному материальному началу.

Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:

1. Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос).

2. Тайна причастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек - посредником между Богом и материальным бытиём).

3. В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.

4. Проблема полноты познания не может быть представлена как гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие), тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.

Павел Александрович Флоренский (1882 - 1937) является одним из тех, кого по праву относят к традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека и их взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его" Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос, "Человек и природа", 1989, №9.. В этом заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство) Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается" Флоренский П.А. Из богословского наследия, "Богословские труды", М., 1977, Вып.17.. "Обоживание" является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства" Флоренский П.А. Столп и Утверждение Истины, М., Путь, 1914.. У Флоренского картина бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся в века".

Н.А. Бердяев "Смысл истории"

Труд «Смысл истории» был написан в 1923г. Как считал сам автор, а позже и критики, эта книга стала важнейшим наследием Бердяева. В ней он рассматривал историю человечества по эпохам. Бердяев был религиозным философом...

Некоторые вопросы философии

Проблема рациональности по многим причинам является одной из центральных в современной философии. Можно показать, что почти все дискуссии, ведущиеся сегодня в разных областях философского знания...

Основные течения философской мысли в России XIX-XX веков

Космизм - специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественнонаучной мысли. В России уже с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научной мировоззренческой мысли...

Постмодернизм. Современная религиозная философия

Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце XX столетия. Дословно этот термин означает «послесовременность». Однако нужно иметь в виду...

Сократ (ок.469-399 до н. э) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократовского метода...

Предмет философии и его становление

Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых мыслителей (Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Углова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л...

Русский космизм

Помимо названных выше философов концепцию космизма разрабатывали также такие выдающиеся учёные естествоиспытатели, как К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935)...

Русский космизм

Русский космизм - это философско-культурологическое течение, рассматривающее космос, человека и общество как коэволюционную систему. Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на синтетическое видение реальности...

Начало русского космизма как, по словам О. Шубаро, "особого духовно-теоретического феномена", "целостного социо-культурного явления" по праву связывают с работами Н. Федорова. Николай Федорович Федоров (1829-1903)...

Русский космизм и его роль в развитии отечественной науки

Константимн Эдуамрдович Циолкомвский (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, - 19 сентября 1935, Калуга) - российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики...

Система философских взглядов Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма

Юм переделал учения Беркли и Локка на агностический манер, сглаживая острые углы и устраняя крайние положения. Юм стремился создать философию «здравого смысла», философию осторожную, «сдержанную», чуждую как материализму...

Сходства и различия понимания познания философии Канта и французских материалистов XVIII века

Иммануил Кант (Kant, Immanuel) (1724-1804), представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Оказал значительное влияние на таких мыслителей как Фихте, Гегель, Шопенгауэр и, в той или иной мере, на всю последующую философскую мысль...

Философия древней Индии

Буддизм Буддизм -- религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в южной Азии. В основе буддизма лежит учение о «Четырёх Благородных Истинах»: о страдании, о происхождении и причинах страдания...

Философия русского космизма

Философия всегда была небезразлична к науке. Попытки отгородить их раз и навсегда друг от друга на сегодняшний день надо признать тщетными; больше того, полноправное место в кругу философских областей знания занимает философия науки...

Этапы развития натурфилософского учения

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus -- положительный) -- философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного...


О философии кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА. Все основное, самое главное: очень кратко про ФИЛОСОФИЮ КОСМИЗМА. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Космизм - специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественно-научной мысли. В России уже с середины XIX столетия вызревает уникальное космическое направление научной мировоззренческой мысли. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и многие другие. Среди русских религиозных философов космическое направление представлено в наследии В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, ПА Флоренского, Н.А. Бердяева. Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке, выдвигается положение о том, что конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека. В космизме проявляется принципиально новое качество мироотношения, которое является определяющей чертой российской мысли. Это идея активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосреде, космосе - с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Гуманизм - одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых.

Николай Федорович Федоров (1829-1903) - философ, родоначальник русского космизма. В основе концепции Н.Ф. Федорова лежит поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления.

Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабощенности его слепой силой природы. В таких условиях каждый человек пытается решить прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно порождает эгоизм, безнравственность, зооморфизм общественного строя. Он выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По его убеждению, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы, осуществляемой «существами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела». Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап развития мира и космоса. Потому-то и нет в природе целесообразности, утверждал он, что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность. В его проекте - и овладение природой, и переустройство человеческого организма, и управление космическими процессами, и наконец «воскрешение отцов», возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природных стихий и т. д. В деле «воскрешения» Н.Ф. Федоров отводит большую роль науке. Долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, превращение его догматов в заповеди. Н.Ф. Федоров считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью.

В дальнейшем учение Н.Ф. Федорова развивалось в двух направлениях: религиозно-богословском и естественно-научном.

......................................................