Идеи социальной философии в трудах конта презентация. Огюст конт текст к презентации

Основоположник позитивизма Огюст Конт(1798-1857)Огюст Конт (1798-1857) -
французский философ, социолог,
методолог и популяризатор науки,
преподаватель Парижского
политехникума, основатель школы
позитивизма, социальный
реформатор, оставивший большое
литературное наследие, в том числе
шеститомный "Курс позитивной
философии" (1830-1842). В 1816-1824 секретарь Сен-Симона. По мысли
Конта, позитивизм есть средняя
линия между эмпиризмом
(материализмом) и мистицизмом
(идеализмом); в этом контексте ни
философия, ни наука не имеют
права на постановку вопроса о
причине явлений либо о сущности
вещей.

Основной заслугой французского
ученого Огюста Конта является то,
что он впервые ввел в научный
обиход понятие социологии как
науки. Таким образом, социология
приобрела научный статус и начала
формировать свой предмет
исследования. Конт создал
классификацию наук, в которой
социология заняла достаточно
высокое место. Однако Конт так и
не смог исчерпывающе определить
предмет изучения социологии,
наметить основные теоретические
направления исследования и начать
разработку специфического
понятийного аппарата социологии.
Этому помешали два основных
обстоятельства.

Первая социально-научная
концепция
Общество - органическое единство всего
человечества или какой-либо его части,
объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно
представляет собой органическую систему,
порождённую необходимостью в поддержании
общего порядка и состоящую из множества
подсистем. Между обществом и индивидом
находится семья, которая представляет собой
«истинное единство» в отличие от самого
общества, которое выступает как «внешняя»,
принудительная сила.

Во-первых, Конт находился под значительным влиянием
естественных наук, особенно физики и биологии. Социологию он
называл социальной физикой, а общество отождествлял с
биологическим организмом. В связи с этим, Конт считал, что
социология не должна изучать отдельных индивидов, а только
общество или социальные группы.
Во-вторых, Конт признавал только так называемые
позитивные стороны социологии. По его мнению,
социология должна изучать только факты проявления
социальной реальности, делать первичные эмпирические
обобщения, не создавая при этом крупных теоретических
построений. Такой подход способен сделать социологию
позитивной наукой, которой присущи реальность,
полезность, достоверность и точность. Отсюда Конт
приходит к выводу, что социологи в своей деятельности
должны ориентироваться только на изучение отдельных
полезных фактов проявления социальной реальности,
проводить их первичное обобщение без глубокого
теоретизирования. Такой взгляд получил название научного
позитивизма.

Научный позитивизм

Философия имеет право на существование, но в
изменившихся условиях века 19 должна взять на
себя задачу создавать(как и другие науки)позитивное, т.е положительное знание. В этой
связи философия должна:
(1)Выступать как координатором знания между
представителями различных отраслей науки.
(2)Разрабатывать общую методологию для всех
областей знания.
(3)Пытаться понять, что же такое сама наука и чем
она отличается от других форм знания

Важным положением позитивной философии у Конта является "закон трех стадий»:

Выделяется 3 этапа позитивизма:

Основная задача философии Конта

Основной задачей позитивной философии Конт
считал преобразование общества, в ходе которого
утвердится социократия: на основе социальной
солидарности капиталистов и пролетариев, а
мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление
в таком обществе должно быть светским
(банкиры, промышленники и земледельцы) и
духовным (священники позитивной церкви).

Четыре силы в социократии:

носители концентрированной силы - патрициат (банкиры,
купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает
последовательность развития, осуществляет финансовое и
экономическое управление.
священники-позитивисты; в их ведении - образование,
воспитание, исправление преступников.
рассеянная сила - пролетариат; осуществляет переход к
промышленному строю.
женщины - олицетворение нравственности, воплощение
чувства.
Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок
и прогресс, нравственное совершенствование общества. В
государстве, построенном на позитивных принципах, должны
главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта,
права только подрывают спокойствие общества.

Позитивное Общество

Основной закон социологии Конта - «любовь как
принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В
таком обществе революции излишни, они вроде
патологии, в нём царит солидарность различных групп
и классов, поскольку общество гармонично, все классы
стремятся сохранить материальное и духовное
благоденствие.
Стремление переделать общество на основе
социальных законов приобрело у Конта религиозные
формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к
человечеству. Человечество Конт именует "Великим
Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю "Великим Фетишем". Догматами новой веры должны
были выступить позитивная философия и научные
законы.

Социолог Огюст Конт Подготовила: студентка 4 курса, группы С10403 Дворянкова Мария. Содержание: Биография Этапы в творчестве Огюста Конта Учение Огюста Конта Общество третьей стадии Первая социально - научная концепция Государство и право Список источников Биография Огюст Конт (1798 - 1857) родился во французском городе Монпелье в семье финансового чиновника. С 1807 - го по 1814 г. учится в лицее этого города. В последние годы учебы, несмотря на юный возраст, увлекается либеральными и революционными идеями. Затем он переезжает в Париж, одним из лучших проходит по конкурсу в Высшую политехническую школу (где получает систематическое образование в области естественных наук) . Следующий важный этап в жизни Конта - 1817 - 1824 гг. , когда он работает секретарем Сен - Симона, являясь и его сотрудником и другом. В этот период Конт печатает несколько небольших статей, касающихся различных социальных проблем. С 1829 - го по 1842 г. он пишет главный труд своей жизни "Курс позитивной философии" в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разрабатывает принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. Отметим, что в последних трех томах "Курса" излагаются основы "социальной физики" (социологии) . В четвертом томе говорится о необходимости изучения социологических законов, а в пятом И шестом формулируется главный (по Копту) из них - закон трех стадий. В 1844 г. социолог публикует " Рассуждение о духе позитивной философии", В 1848 - 1851 гг. - "Рассуждение о позитивизме в целом", в 1851 г. - "Позитивистский катехизис" (наставление, поучение, чаще всего в виде вопросов и ответов), в 1851 - 1854 гг. - "Систему позитивной политики" . В 1848 г. Конт создает "Позитивистское общество", задачей которого было обучение и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения. В последние годы жизни он часто выступает с лекциями для рабочих, в которых в резкой форме осуждает революционные действия парижского пролетариата. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в Париже в окружении учеников в доме на улице Месье - ле - Прэнс. Этапы в творчестве Огюста Конта Основная статья: Позитивизм Огюста Конта. Первый период (1819 - 1828 , почти полностью совпадает со временем его сотрудничества с Сен - Симоном), характеризующийся изданием шести небольших программных сочинений - «опускулов»: Конт развивает последние идеи Сен - Симона, обозначает наиболее важные свои собственные идеи, которые будет разрабатывать впоследствии: идея об особой роли учёных в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества (критической и органической) ; понятие и принципы «позитивной политики» ; «закон трёх стадий» . Второй период (1830 - 1842) : Издаётся 6 - томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки. Третий период (1845 - 1857) : Издаются «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис», «Субъективный синтез» . Позитивизм рассматривается Контом, как доктрина, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и деятельности человека. Учение Огюста Конта Научное знание, по мнению Конта - высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) - достоверное, точное, полезное. Метафизика - наоборот неточное, недостоверное, бесполезное. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, он пришёл к заключению, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Отвергал философию как навязывающую свои принципы. Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а только ограничиваться описанием того, как оно происходит. Общество третьей стадии Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества - строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно - идеологическими проблемами этого общества занимаются философы - позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию. Основной закон социологии Конта - «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». Первая социально - научная концепция По Конту социология (социальная физика) устанавливает законы общественного развития. Он делит социологию на: социальная статика - раздел позитивной науки об обществе - изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты - семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия - семья, разделение труда, кооперация … , которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной) ; изучает законы порядка. социальная динамика - теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества - законы прогресса, смены эволюционных стадий. Государство и право Назначение государства - «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества. Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви). Список источников О. Конт: краткий биографический очерк//Социология Конт, Огюст//Материал из Википедии - свободной энциклопедии КОНТ, ОГЮСТ//Энциклопедия Кругосвет ОГЮСТ КОНТ (1798 - 1857)// Великие мыслители

ОГЮСТ КОНТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Первая социально-научная концепция

Общество - органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и состоящую из множества подсистем. Между обществом и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила.

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в том числе шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842). В 1816-1824 - секретарь Сен-Симона. По мысли Конта, позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом); в этом контексте ни философия, ни наука не имеют права на постановку вопроса о причине явлений либо о сущности вещей.

Основной заслугой французского ученого Огюста Конта является то, что он впервые ввел в научный обиход понятие социологии как науки. Таким образом, социология приобрела научный статус и начала формировать свой предмет исследования. Конт создал классификацию наук, в которой социология заняла достаточно высокое место. Однако Конт так и не смог исчерпывающе определить предмет изучения социологии, наметить основные теоретические направления исследования и начать разработку специфического понятийного аппарата социологии. Этому помешали два основных обстоятельства.

Во-первых, Конт находился под значительным влиянием естественных наук, особенно физики и биологии. Социологию он называл социальной физикой, а общество отождествлял с биологическим организмом. В связи с этим, Конт считал, что социология не должна изучать отдельных индивидов, а только общество или социальные группы.

Во-вторых, Конт признавал только так называемые позитивные стороны социологии. По его мнению, социология должна изучать только факты проявления социальной реальности, делать первичные эмпирические обобщения, не создавая при этом крупных теоретических построений. Такой подход способен сделать социологию позитивной наукой, которой присущи реальность, полезность, достоверность и точность. Отсюда Конт приходит к выводу, что социологи в своей деятельности должны ориентироваться только на изучение отдельных полезных фактов проявления социальной реальности, проводить их первичное обобщение без глубокого теоретизирования. Такой взгляд получил название научного позитивизма. (5 слайд)

По замыслу Конта, социология должна разделяться на социальную статику, к которой можно отнести изучение индивида, семьи, общества, и социальную динамику, включающую в себя социальные процессы, происходящие в человеческом обществе.

В соответствии с теорией Конта, социальная динамика - это теория прогресса. В соответствии с этой теорией общество прошло три основных этапа или эпохи.

В теологическую эпоху люди верили в фетиши, затем в богов, и, наконец, в единого бога. Отличительной особенностью этой эпохи являются завоевательные войны как основное занятие населения.

В метафизическую эпоху происходит смена системы ценностей, приоритетом начинают обладать объекты духовной культуры. Происходит зарождение гражданского общества с развитой законодательной системой.

В позитивную эпоху духовное управление обществом осуществляется учеными, мирское - «индустриалами». Другими словами, на самой высокой стадии развития общества управление всеми процессами осуществляется мудрецами и высокими профессионалами. Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер, удовлетворяет непосредственные жизненные запросы людей.

Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).

Четыре силы в социократии:

носители концентрированной силы - патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление.

священники-позитивисты; в их ведении - образование, воспитание, исправление преступников.

рассеянная сила - пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.

женщины - олицетворение нравственности, воплощение чувства.

Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.

Общество третьей стадии

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества - строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Основной закон социологии Конта - «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие.

*****Посвятив свою жизнь разработке системы социологических знаний, Конт к концу своей жизни убедился, что самое совершенное изложение "системы наук" не способно ничего изменить в реальной жизни, ибо народ не состоит из одних ученых, да и сами ученые не могут прийти к единству. Согласно Конту, стал необходим "второй теологический синтез" как духовная опора нового общества. Конт создает "вторую социологию", изложив ее в книге "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества" (1851-1854), где признавалась великая организующая и воспитательная роль религии в современном обществе.

Стремление переделать общество на основе социальных законов приобрело у Конта религиозные формы, любовь к Богу он пытался заменить любовью к человечеству. Человечество Конт именует "Великим Бытием", пространство - "Великой Сферой", землю - "Великим Фетишем". Догматами новой веры должны были выступить позитивная философия и научные законы. Арон назвал "Великое Бытие" Конта "наилучшим из всего, сделанного людьми": "Стоит любить сущность Человечества в лице лучших и великих его представителей как его выражение и символ; это лучше страстной любви к экономическому и социальному порядку, доходящей до того, чтобы желать смерти тем, кто не верит в доктрину спасения... То, что Огюст Конт предлагает любить, есть не французское общество сегодня, не русское - завтра, не американское - послезавтра, но высшая степень совершенства, к которой способны некоторые и до которой следует возвыситься".

Энциклопедические труды Конта были призваны на основе цельного осмысления истории общества и интеллектуальной интеграции накопленных им знаний дать человечеству средство выхода из "метафизической" эпохи, полной социальных потрясений и не способной примирить прогресс и порядок. Конт решил, что политические проблемы невозможно решить, если пролетарии не объединятся для переустройства общества.

В народном образовании Конт усмотрел доступное каждому человеку средство вступить в позитивные отношения с миром. Предлагаемый им порядок образования, который должен идти от математики к социологии, знакомит учащихся с основами социологии, предполагающей знание исторических и общественных наук. Конт продемонстрировал, что единство разума не может быть "объективным" (т.е. связанным с универсумом); оно, по его мысли, - "субъективно" (т.е. связано с человечеством).

Конт считал, что разум каждого человека повторяет путь, пройденный всем человечеством. Конт имел многочисленных последователей, которые пытались придать позитивизму институциальные формы, превратив его в духовный ориентир человечества (в некоторых странах, например, латиноамериканских, в соответствии с принципами позитивизма Конта были даже написаны конституции).

Идеи Конта, согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологической науки), сыграли важную роль в становлении философского модернизма *******

Огюст Конт () - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО


ТЕОЛОГИЧЕСКУЮ ПОЗИТИВНУЮ МЕТАФИЗИЧЕСКУЮ Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Объяснение явлений мира сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют Человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. Конт вывел закон 3-х стадий его развития, или 3- х различных теоретических состояний:


Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. социальная статика раздел позитивной науки об обществе изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка. социальная динамика теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества законы прогресса, смены эволюционных стадий. На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.


Конт отвергал рыночную конкуренцию, полагая, что она развивает в человеке самые худшие, эгоистические черты. Он считал разделение труда внутренней пружиной прогресса, но отрицательно относился к социальным последствиям. исповедовал принцип разделения моральной и политической власти. Он высоко ценил средневековье именно за то, что там четко соблюдалось разделение власти между: церковью (мораль) и государством (политика). Он синтезировал многие основные идеи обществоведения; он выступил против спекулятивно-умозрительного в общественной жизни и теологических концепций. Апелляция к положительному знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структур общества - все это оказало огромное влияние на развитие общественных наук. История социологии отмечает творческий ум Конта, его энциклопедичность. В


Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. В своих трудах Огюст Конт всегда руководствовался двумя идеями Первая из них - применение научных методов в изучении общества, вторая - практическое использование науки в области социальных реформ

«Социальное взаимодействие» - Формы социального взаимодействия. Стадии прохождения конфликта. Социальные интересы и формы социального взаимодействия. На что направлены социальные интересы. Социальные интересы. Типы конфликтов. Девиантное поведение. Стратегия и тактика в конфликте. Современное общество. Социальный конфликт. Разногласия.

Брак. Основные комплексы социальных институтов. Правоохранительные органы. Армия. Банки. Выполняются скрыто или непреднамеренно. Собственность. Закрепляются законодательно. Явные. Власть. Музеи. Удовлетворение социальных потребностей. Политические институты. Биржи. Социальный институт представляет собой:

«Понятие социологии» - Иерархия наук по Конту. Социологическая система. Идеальные типы социальных действий. Типология обществ. Социально-исторические теоретические предпосылки. Социологическая концепция марксизма. Эволюционистская социология Г.Спенсера. Психологические концепции. Категории социологии. Наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей.

«Роль женщины в современном мире» - Взгляд на женщину. Роль женщины в современном мире. Женский день. След в истории. Положение женщины в обществе. Ислам. Социальная дискриминация женщин. Сосредоточенность на отношениях между людьми. Положение. Потолок. Женщины.

Термин «социальный институт». Престиж. Институционализация. Научный оборот. Уровень активности личности. Процессы институциализации. Социальные институты. Потребность. Парсонс. Утилитарные культурные черты. Институт политики. Признаки социальных институтов. Структурные элементы основных институтов. Установки и образцы поведения.

«Дисциплина социология» - Проработка проблемы. Исследователь. Эмпирическая социология. Анкетирование. Респондент. Теоретический анализ. Тематический план учебной дисциплины. Определения социологии. Методический раздел программы. Интервьюирование. Определение социологии. Честность выборов. Предмет социологии. Приоритет эмпирического подхода.

Всего в теме 21 презентация