Святые Петр и Феврония. Справка

Не будьте рабами людей, ибо выкуплены дорогой ценой
Библия

"Повесть о Петре и Февронии Муромских" - замечательный литературный памятник середины 16 века. Написал легенду по заказу митрополита Макария писатель Ермолай-Эразм.Но митрополит Макарий не принял произведение, посчитав, видимо, что по нему Петр и Февроний не тянут на святых. Но со временем Петра и Февронию, все же, сделали святыми. Сегодня они воплощают собой гимн любви и верности, о чем втайне мечтает каждый человек! Или неудачные переводы, или неправильное понимание текста, но произведение рождает двусмысленное толкование при прямом прочтении, без научного комментария. А как же может звучать произведение сегодня, если современный читатель прочтет повесть, позабыв, что она написана во времена Домостроя? В основе взаимоотношений Петра и Февронии сразу бросается в глаза не любовь, а СТРАХ и РАСЧЕТ: у князя Петра страх умереть молодым от болезни, а у умной Февронии страх всю жизнь прожить униженной и в нищете в глухой деревне. Несмотря на то, что они прожили долгую жизнь и умерли в один день, но большой любви не просматривается!Быть всю жизнь вместе - это не доказательство любви, а больше доказательство зависимости кого-то или взаимозависимости, когда жизнь разрушится
сразу у двоих. Налицо садомазохистский симбиоз, когда один без другого не может, так как сразу потеряют - или жизнь или статус, или сразу всё.Мы видим перед собой удачно заключенную сделку: князю Петру предлагается во имя спасения жизни жениться на спасительнице. Что и происходит.Сделка заключена, с некоторой жертвенностью для Петра, так как идет на это против своей воли. Если бы в основе лежали более высокие интересы, а не житейские, то нам незачем было бы доказывать любовь Петра и Февронии, как это мы видим в "Капитанской дочке", например, где любовь самоочевидна и осязаема, без корысти. Зачем идеализировать легенду, где вполне практический мотив - поиметь другого человека в своих эгоистичных целях, нет той романтической любви, чем так богата русская литература? Зачем в дальнейшем стремиться любящим по примеру Петра и Февронии умереть в один день (может быть и в реальности бывают такие случаи) ? Какая в этом необходимость? Некрофилией попахивает, ценность жизни уходит на задний план! Нравственным и психическим здоровьем это не назовешь! Если бы у них были дети и внуки(а о них ничего в произведении не говорится), то был бы смысл дальше жить кому-то, но на старость лет ушли в монастырь, а потом изъявили желание вместе умереть! Раз не было ни детей, ни внуков, то почему Петра и Февронию надо считать идеальной семьей и ставить её как пример для подражания?Лишь потому, что они не изменяли друг другу!Да, это подвиг - не изменять.Но для хорошей семьи этого мало!Верили в Бога? Но и одной веры мало!Должна же быть какая-то гармония, если хотят воспитывать на примере: и любовь романтическая, которая постепенно из платонической переходит в физическую, и вера в Бога,когда другой не рассматривается как средство, а как цель, и появление детей и служение им, и гуманное отношение к окружающим,особенно с меньшим статусом, и самоотверженное служение Отечеству, и борьба за жизнь до последнего мгновения...Ничего этого мы не видим. Даже городом они управляли не совсем успешно, из-за Февронии возник бунт, и они на некоторое время уклонились от гражданских обязанностей ради личных интересов."Хотим все праведно тебе служить и самодержцем иметь тебя, но Февронию в княгине видеть не хотим, и чтоб она женами нашими государствовала не желаем,"- признавались возмущенные бояре Петру. Это вполне здоровая реакция бояр, которые увидели чужака в своей среде. Мы также болезненно реагируем на блатных, на тех, кто с помощью различных манипуляций присваивает себе высокий статус или материальные блага. Если бы Феврония не лезла во власть, если бы не поучала князя Петра, оставаясь больше женой, то и возмущений в городе не было. С женитьбой на Февронии Петр заметно сникает психологически, играет уже второстепенную роль. Властная Феврония подчинила своей воле князя,а потом и весь город.Хотя князь Петр рабом не стал, но его зависимость от жены чувствуется во всем в ущерб его мужскому достоинству. По нашим современным понятиям Феврония сделала головокружительную карьеру, как говорится именно из грязи сразу в князи!Она нарушила правильное течение жизни Петра, который мог бы жениться на любимой женщине, которая бы родила ему кучу детей, но вынужден был жить с женщиной из-за страха, что он опять заболеет и умрет. Феврония поступила как настоящая эгоистка - с первого мгновения посмотрела на Петра как на своё средство в достижении жизненных благ, что она от него будет иметь, прежде чем помочь! А ведь нас учит русская литература бескорыстию, альтруизму. Хотя эгоизм Февронии вполне соответствует процветанию фиктивных браков, основанных на расчете и личной выгоде, и на подчинении! Разве это не хороший пример для современных охотниц, которые гоняются за значимыми и богатыми мужиками?Их цель не семью иметь, которая для детей создается, а повышение своего статуса,собственность и привилегии другого человека в первую очередь, прикрываемые семьей!
"Вот к нему слово моё: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его", - сказала Феврония.
Князя не мог возмутить подобный поступок, отнесся к её словам с пренебрежением: "Ну как это можно князю дочь древолаза взять себе в жены". Поэтому, исцелившись, обманул Февронию, не взял её в жены. " И дивился он столь быстрому исцелению.Но не захотел он взять её в жены из-за происхождения её, а послал ей дары." Феврония дары не взяла, так как ей нужна была жар-птица - сам князь со своим положением.
Когда Петр приехал в родной город Муром, то вскоре опять заболел.Сомнение вызывает, что Феврония была верующим человеком, иначе не поступала бы - "ты - мне - я - тебе", помогла бы незнакомому человеку бескорыстно, без всяких условий. Как же с заповедью Христа - возлюбить ближнего своего?! Оставался на Петре один струп, который был не помазан по повелению Февронии (!!!.), как будто знавшая, что Петр её обманет, поэтому и сама пошла на обман. "И начали от того струпа новые язвы расходиться по телу уже в первый день на пути в Муром. И вскоре покрылся Петр многими язвами, как прежде". Как такое могло произойти, если бы Феврония не была колдуньей!? Петр решил согласиться на условия, чтобы не умереть от страшной проказы. Быстро исцелившись, взял в жены Февронию против своей воли. Странно, что исцеление произошло до того, как Феврония стала по-настоящему супругой князя Петра. Значит, могла вылечить и без всяких условий,но женский эгоизм сильнее Бога. Так Феврония стала княгиней всем на удивление и раздражение окружения князя.
Если серьезно прочитать "Повесть о Петре и Февронии Муромских", то возникает двоякое чувство: с одной стороны - достойное уважения литературное произведение, с другой стороны, его главные герои подняты на такую морально-психологическую высоту, чему они своим поведением не полностью соответствуют, что их жизнь во многом выдумана под определенный социальный заказ. И хотя они в дальнейшем прожили неплохую жизнь, но...страх скреплял их отношения больше, нежели та любовь, которую мы пытаемся найти в их образе. Может быть, страх на самом деле великая сила, больше любви...
Коммунисты принуждали верить в одни ложные ценности (коммунизм, неприкосновенность общественной собственности);подсовывали одних ложных героев (Павлик Морозов),редактировали биографии садистов и убийц, поднимая их до уровня ангелов; капиталисты тоже не могут жить без идолов, создают их сегодня или вынимают из истории как пример для подражания, принуждают верить в другие ложные ценности, где чаще всего иллюзии и ложь, прикрытые демагогией и авторитетом власти! Почему бы чиновникам и священникам не подсовывать нам сказки как пример для подражания, а самим быть примером для подражания? Для многих семья перестала быть ценностью,среди священников много холостяков и незамужних, ведут двойную жизнь, чиновники разводятся для отмыва капитала, или наоборот женятся из корыстных соображений, для создания капитала. Петр и Феврония причислены к лику святых непонятно по каким основаниям! О реальных Петре и Февронии ничего не известно, только были когда-то в Муроме подобные личности, которые оставили о себе добрую память. Но как они жили в реальности никто не знает. Вот и решили романтизировать в форме сказки жизнь Петра и Февронии, выдавая это за реальность, и принуждая верить сочиненному как божественному промыслу. Феврония показывает пример женского эгоизма,нацеленная сразу на подчинение себе выгодного мужчины, что входит в противоречие с патриархальным укладом, когда мужчина проявляет инициативу, подчиняет себе женщину.Властность и инициатива Февронии не может не настораживать. Она с первого знакомства сразу ставит князя Петра в зависимое положение,в положение жертвы, зная, что он мягкий и глубоко верующий человек: исцелится, если они станут одной плотью - мужем и женой. Она не даёт Петру право выбора: или умираешь от болезни или излечиваешься, став мне супругом. Неужели у Февронии любовь с первого взгляда к пораженному струпами и язвами незнакомому человеку? Никто из нас этому не верит, потому что противоречит житейскому здравому смыслу. Какой же мотив ею движет? Помочь человеку? Помочь в первую очередь себе выбраться из нищеты с помощью представившейся возможности, когда князь в беде! Петр убил любовника жены своего брата, за что и поплатился проказой...Странно, что сноха изменяла князю Павлу (правившему городом до Петра и Февронии) со змеем-дьяволом не раз и не два, а длительное время - " И долго длился этот обман, пока жена решилась всё мужу поведать". Почему сразу не рассказала князю Павлу об изнасиловании, а только тогда, когда телесные утехи надоели?Князь Петр решил помочь брату в убийстве злодея! А как же подставить правую щеку, как же с любовью к врагам своим? Заповеди Христа не соблюдали, а святыми Петр и Феврония стали, как делаются и сегодня из политических соображений, хотя у некоторых святых за спиной реки крови...Реальные Петр и Февроний не стремились быть святыми, жили обычной жизнью, иногда заботясь о своих горожанах, оставили о себе добрую память. Только вот никакая власть не может существовать без героев и святых. Она их создаёт именно для укрепления своей власти над человеком, для господства над ним, благодаря чему многие имеют высокие статусы и сладкую жизнь.Странно только: чем больше героев и святых, чем больше у народа учителей, тем его нравственная сторона становится всё хуже и хуже.Во времена всеобщего атеизма мы не видили такого уровня преступности,обмана народа,такого лицемерия, такой вражды друг к другу, такого стремления к плотским утехам, как сейчас, когда большинство возомнило себя верующими людьми! Повсюду двойная жизнь - одна для себя, а другая, якобы, для Бога, но опять же для себя грешного, которому хочется вечности в загробной жизни. Неужели мы такие глупые, что без сказок испортимся, не разберемся, что такое хорошо, а что такое плохо? Когда в политике идеалисты - это чревато плохими последствиями, чего мы переживали уже не раз!Без всякого преувеличения "Повесть о Петре и Февронии " - это гениальное произведение. Только бы хотелось, чтобы это гениальное произведение не затмило нам реальную жизнь, что делалось политиками во все времена: то подсовывали труды Ленина для изучения, то труды Сталина, то труды Брежнева...Формировали в каждом из нас одну точку зрения на жизнь с позиции марксизма-ленинизма. Современные политики перестали быть писателями (и это хорошо),но подсовывают священные писания или тексты на религиозные темы - изучайте и становитесь лучше, мало что делая для защиты светских интересов! Появляется другая опасность - политики превращаются в проповедников, вместо того, чтобы заниматься всем своими прямыми обязанностями.Если на международной арене мы активно продвигали идею многополярного мира и добились больших успехов, то почему во внутренней политике мы всё больше и больше скатываемся к однополярному миру, к одной точке зрения - религиозной? Не станем мы лучше,потому что авторитарное государство и авторитарное общество за человека решают, что ему читать и кого любить, каким быть!Пора понимать, что многополярный мир не только где-то, но и внутри нас, в нашем государстве, которое по Конституции является светским, но все больше и больше скатывается к навязываемой однополярной системе!

Почему именно Петр и Феврония?

Эти святые прославляются Церковью не как преподобные, хотя они и приняли в конце своей жизни схиму, не как мученики и исповедники, хотя они и были изгнаны из своего города. Пост и молитва были частью их семейной жизни, а унижениям и опасностям они подвергались за то, что хранили верность друг другу. Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного отношения супругов к церковному браку и друг к другу.

Действенность молитвы к этим святым, которая творится Церковью уже 450 лет, убеждает нас в подлинности того облика Петра и Февронии, который был воссоздан Ермолаем-Еразмом в его “Повести”. Они воистину стали покровителями христианского брака.

Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Тем самым святые Петр и Феврония включены в величественную картину по-христиански понятой истории мира, они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Этим они исполнили свое призвание христиан. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Комментарий Священника

Протоиерей Андрей Ефанов:

«О жизни святых Петра и Февронии достоверно мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что жила эта княжеская чета в XIII веке, было у них трое детей, умерли они в один день, приняв на закате жизненного пути монашество. Как единственное в своем роде исключение, похоронены князь и княгиня в одном гробу.

Наверное, именно эти обстоятельства их жизни послужили тому, что святые Петр и Феврония стали покровителями семьи и брака. Действительно, какое красивое завершение жизни, как в сказке: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Кто из молодоженов не мечтает о таком?

Однако, подобную кончину надо еще заслужить. Вырастить прекрасных детей: сыновей-патриотов, дочь – супругу великого князя. Не предать друг друга в годину испытаний, оставаться всегда вместе, в радости и горе. Твердо хранить веру православную. Только тогда можно надеяться на ту милость, которая была оказана Муромским святым.

В сказании о Петре и Февронии есть много красивого. Вспомнился тот случай, когда ненавистника князя желали разлучить его с супругой. Однако святой князь избрал изгнание, лишь бы не разлучаться с любимой женой. Многие ли сейчас готовы последовать примеру святого?

Сегодня День Семьи и Верности нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов и помнить. Но все же, вступая в брак, большинство молодоженов мечтают о счастье, о любви до гробовой доски.

Избирая покровителями брака Муромских святых, брачующиеся закладывают в фундамент своего брака пусть и один, но краеугольный камень. Если в этом доме будет фундаментом твердая вера, супружеская верность, любовь и взаимоуважение, если дети в этом браке будут воспитаны в христианских традициях, то ничто не сможет разрушить такой брак. Любые невзгоды, испытания, бедствия могут лишь немного раскачать такой дом, но от этого каждый камушек еще плотнее приляжет к соседнему, и в результате дом такового брака станет лишь прочнее.

Троицкий женский монастырь в Муроме мало чем отличается от прочих обителей такого рода. Но когда подходишь к мощам дивных Муромских святых, все это напрочь забывается. Здесь молящийся остается наедине с Вечностью. Но наедине - не значит в одиночестве.

Телесюжет о праздновании дня Семьи, Любви и Верности в Самаре

8 июля (25 июня по юлианскому календарю) Русская православная церковь чтит память муромских святых супругов Петра и Февронии, живших на рубеже XII‑XIII веков. Их брак является образцом христианского супружества. Святые Петр и Феврония почитались на Руси как покровители супружеской жизни; считалось, что они своими молитвами низводят небесное благословение на вступающих в брак.

История жизни Петра и Февронии много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. В XVI веке историю любви Петра и Февронии подробно и красочно описал в известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии" талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного, священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм). Исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV веке.

Согласно Житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги, ее слушались дикие животные. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

После смерти брата Петр унаследовал княжение. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Бояре потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались каждый в своей келье в один день и час ‑ 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.

Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших: их тела были положены в разных обителях. Однако уже на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято‑Троицком женском монастыре в Муроме.

В этот день у православных верующих принято, прежде всего, посещать храмы. В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше ‑ о семейном согласии. День Петра и Февронии считается в народе счастливым для любви. Также, по народным приметам с этого дня следует ждать сорок жарких дней.

26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника 8 июля в День покровителей святых князей Петра и Февронии ‑ "Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья". Первое празднование пройдет 8 июля этого года в Муроме, на родине святых Петра и Февронии.

Почему именно они стали почитаться как покровители супружества? Этот «вопрос с подвохом» задают не только атеисты - верующие тоже временами удивляются: «Они же, возможно, даже бездетны!». А уж неверующие резвятся, бывает, кто во что горазд. Один известный политик и журналист не так давно сыронизировал, назвав Февронию шантажисткой, а Петра - безвольным. Разумеется, со злорадным выводом: странный, мол, образец для подражания для современных семей.

Но reductio ad absurdum - метод аргументации неплохой, наглядный. И автор, обвиняющий святую Февронию в шантаже, невольно оттенил для меня причины, по которым святые Петр и Феврония действительно могут быть образцом, и именно в наши дни.

На самом деле для нас крайне важно то, что святые вступают в брак еще совсем не будучи святыми. Петр - как ни крути - солгал Февронии. Феврония «своего не упустила». Есть благочестивая трактовка ее поведения: будущая княгиня, мол, духовным оком провидела, что князь без ее влияния погибнет, и вот потому-то начала ставить условия, а не излечила князя просто так…

Но, как это ни странно, для современных молодых супругов куда полезнее принять мысль, что благоверные князь и княгиня действительно во времена своей юности были людьми не без недостатков. Но они эти недостатки друг другу простили, покрыли любовью - и любовь их расцвела до готовности отречься от славы и почестей ради любимой.

Мы ведь сейчас просто насквозь промаринованы идеями о безупречности, идеальности всего того, что мы можем «впустить» в свою жизнь. Современная свобода в выборе спутника жизни играет с людьми злую шутку. Кажется: раз уж ты больше не связан авторитетом родителей и сословными барьерами (а кто-то не связан и моральными табу) - так уж можно выбрать себе супруга, как пиджак — «впору». Перемерять полмагазина и найти самый-самый, чтоб вообще без недостатков.

Где-то на уровне слов человек вроде бы понимает, что «недостатки есть у всех», но в глубине души надеется, что ему-то уж точно повезет, он же умнее других! И вот проходит полгода (год, пять лет…), и молодой супруг, супруга восклицает: «Да, недостатки есть у всех, но чтоб ТАКИЕ!». И попробуй кто из рядом стоящих возразить, что «ничего особенного, ничего смертельного, ты тоже не слишком ангел»!

Часто только очень горький опыт убеждает человека в том, что недостатки - и весьма серьезные - есть действительно у всех. И от них не умирают, а даже живут долго и счастливо, если вовремя поняли, как с чужим недостатком обходиться.

Как традиционно многие супруги поступают с недостатками друг друга? Бегут оглашать их вслух мамы, подруги/друга, а то и статусу вКонтакте доверяют - зачем мелочиться… А сами все глубже в эти слабости и недостатки всматриваются, анализируют, мысленно взвешивают и структурируют… Пока сами себя не убедят, что всё - «пора разводиться»…

Супруги - как два воина с не залатанными на спине кольчугами в бою против искушений мира сего. Могут стать в обороне спина к спине - и выстоят. А могут начать вертеться, разглядывая спину друг друга с надменным хохотом: «Ну ты даешь! Как в таком виде воевать собрался, олух?!». Вряд ли только долго просмеются.

Супружеская верность, среди прочего, выражается в том, чтобы стремиться прикрывать немощи второй половины не только от посторонних глаз, но и от собственной раздражительности. Речь не о каких-то тяжких грехах, разрушающих брак в принципе, а именно о немощах. Лень, безалаберность или излишний педантизм, вспыльчивость или эмоциональная сухость - с ними вполне можно ужиться, пока не начнешь выращивать из мухи слона. Ну, вот пришел муж уставший, не в духе. Как же трудно жене вынести это спокойно! Не начать «раскручивать» вспыльчивость супруга упреками и расспросами, а подождать, пока само пройдет.

Как сложно от наших собственных придирок и упреков защитить родного человека… Как легко впасть в раздражительность и скрупулезное изучение чужих недостатков через осколок от зеркала тролля, который, как вы помните, «был сам дьявол».

Князь Петр и княгиня Феврония в браке очень быстро научились «стоять спина к спине», прикрывая слабости друг друга от мира и собственных немощей. И показали нам, что путь этот плодотворен, что слабости - это не навсегда. А навсегда - только любовь. Надо лишь сохранить ее…

Петр и Феврония Муромские – русские православные святые, которые почитаются как покровители семьи и брака. Их брак в православии считается образцовым. Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Есть и другая версия этой истории. Изложена она Д. С. Лихачевым так: «Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана. Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти». Суть у этой истории, как видно, та же. Какая из них была в реальности – неизвестно, так как Повесть о Петре и Февронии была записана Летописцем Ермолаем Прегрешным по заказу митрополита Макария в 16 веке. Пётр и Феврония были канонизированы в 1547 году. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля по новому стилю).