Святой праведный Филарет Милостивый. Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин (†792) Святой филарет милостивый

ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Филарет Милостивый (+ 792 г.), праведный.

Праведный Филарет Милостивый, сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII в. в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его, Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын - Иоат и дочери - Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о "малых сих" (Мф. 25 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.

Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось 2 вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно роздал бедным. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. "Я имею в тайниках, вам неизвестных такое богатство и такие сокровища, - отвечал он родным, - которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь".

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство.

В то время византийская императрица Ирина (797 - 802) искала невесту для сына - будущего соправителя Константина Багрянородного (780 - 797) и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, а о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с 10 красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Мария превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Филарет со всей семьей отправился в Константинополь, где в 788 г. и был совершен брак Марии с Константином. Прав. Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято, согласившись принять лишь небольшой придворный чин.

Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: "Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов".

Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго-лишившиеся средств, а из третьего - те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжатсльности и мирно преставился Богу. Скончался он в 792 году и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

Тропарь прав. Филарету Милостивому

Аврааму в вере подражая, / Иову же в терпении последуя, / отче Филарете, / благая земли разделял еси неимущим / и лишение сих терпел еси мужественне. / Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, / Егоже моли спастися душам нашим.

Житийные источники

Несмотря на то, что житие св. Филарета Милостивого существует во многих греческих списках, оно ни разу не было издано в оригинальной и полной редакции, а было известно в печати только по сокращенным пересказам на новогреческом языке или же в кратких выдержках из различных рукописей византийского происхождения. Впервые новогреческое переложение жития св. Филарета было издано Агапием Критянином, монахом святогорским, в его книге "Новый Рай или различные слова и жития святых, извлеченные из Симеона Метафраста" (Венеция, 1806), откуда оно перепечатано и в новейшей греческой Чeтьи-Mинеи Константина Дукакиса "Μέγας Συναξαριστής" (Афины, 1896). Это переложение жития Филарета Милостивого можно признать наиболее полным и содержательным.

Что касается извлечений из рукописных греческих редакций рассматриваемого памятника, то немногие из них были опубликованы Лопаревым в его "Описании некоторых греческих житий святых" , где даны выдержки из рукописи XV в., принадлежащей Каракалльскому монастырю на Афоне.

В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Древнерусские списки этого жития восходят лишь к XV в.; они несвободны от искажений и пропусков и не могут вполне заменить греческого подлинника.

А. Васильев впервые опубликовал подлинную греческую редакцию жития св. Филарета в брошюре "Житие Филарета Милостивого" (Одесса, 1900). Автор этого жития неизвестен; составление его можно отнести к 820—842 гг., т.е. к эпохе, довольно близкой ко времени св. Филарета Милостивого. В предисловии к своему изданию А. Васильев уясняет значение подлинной редакции, жития. Греческий его текст установлен при содействии академика П. В. Никитина.

Литература

"Церковные ведомости". 1901, №№ 13—14, стр. 504—506.

Источники, использованные при подготовке статьи

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/107/107027.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life3048.htm

http://www.hramvsr.by/Filaret.php

"Византийский временник", 1897, стр. 348—352

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ
    святой, род. в 702 г.; сын богатого византийского земледельца, жил среди довольства в малоазийской провинции Пафлагонии, в мст. Амнии. Отличался …
  • ФИЛАРЕТ МИЛОСТИВЫЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? святой; род. в 702 г.; сын богатого византийского земледельца, жил среди довольства в малоазийской провинции Пафлагонии, в мcт. Амнии. …
  • ФИЛАРЕТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Дроздов Василий Михайлович) (1782-1867) церковный деятель. С 1826 Московский митрополит. Участник составления Манифеста 1861 об отмене крепостного …
  • ФИЛАРЕТ ПЕТУХОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Фортунат Иванович Петухов (1789—1872), архимандрит енисейского Спасского м-ря; образование получил в Тобольской дух. семинарии. В течение 20 лет был миссионером …
  • ФИЛАРЕТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Филарет - патриарх российский, в мире Феодор, старший сын бояринаНикиты Романовича. Предполагают, что он родился от второго брака НикитыРомановича, между …
  • ФИЛАРЕТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФИЛАРЕТ в Энциклопедическом словарике:
    (в миру - Романов Федор Никитич) (около 1554/55 - 1633), русский патриарх (1608 - 10 и с 1619), боярин (с …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое; -ив (устар.). Проявляющий, выражающий милость (в 3 знач.). Милостиво (нареч.) поступить с кем-н. М. …
  • ФИЛАРЕТ
    ФИЛАР́ЕТ (Романов Фёд. Никитич) (ок. 1554/ 1555-1633), патриарх (1608-10 и с 1619), отец царя Михаила Фёдоровича, боярин (с 1587). Приближённый …
  • ФИЛАРЕТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЛАР́ЕТ (в миру Вас. Мих. Дроздов) (1783- 1867), митрополит Московский с 1826, проповедник, богослов, поч. ч. Петерб. АН (1827). Ректор …
  • ФИЛАРЕТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФИЛАР́ЕТ (в миру Дм. Григ. Гумилевский) (1805-66), историк Церкви, богослов. Архиепископ Черниговский с 1859. Основатель ряда церк.-ист. изданий. Автор "Истории …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ми"лостивый, ми"лостивая, ми"лостивое, ми"лостивые, ми"лостивого, ми"лостивой, ми"лостивого, ми"лостивых, ми"лостивому, ми"лостивой, ми"лостивому, ми"лостивым, ми"лостивый, ми"лостивую, ми"лостивое, ми"лостивые, ми"лостивого, ми"лостивую, ми"лостивое, ми"лостивых, …
  • ФИЛАРЕТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Словаре синонимов Абрамова:
    благосклонный, благорасположенный, добрый, доброжелательный, ласковый, снисходительный. Ср. . См. …
  • ФИЛАРЕТ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИЛОСТИВЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    благорасположенный, благосклонный, …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. устар. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: милость, связанный с ним. 2) Проявляющий милость, склонный к …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ФИЛАРЕТ
    Филарет, (Филаретович, …
  • ФИЛАРЕТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    филарет, -а …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ФИЛАРЕТ в Орфографическом словаре:
    филар`ет, -а …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Орфографическом словаре.
  • МИЛОСТИВЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    проявляющий, выражающий милость N3 Милостиво (нареч.) поступить с кем-н. М. …
  • ФИЛАРЕТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский (1805-66), русский православный богослов, историк Церкви, епископ (с 1841), с 1859 архиепископ Черниговский. Профессор и …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    милостивая, милостивое; милостив, милостива, милостиво (книжн.). Снисходительно-доброжелательный, ласково-благосклонный. Судьба была к ней милостива. Милостиво (нареч.) обойтись с кем-н. || Снисходительно-благосклонный …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    милостивый прил. устар. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: милость, связанный с ним. 2) Проявляющий милость, склонный к …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. устар. 1. соотн. с сущ. милость, связанный с ним 2. Проявляющий милость, склонный к …
  • МИЛОСТИВЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I прил. 1. соотн. с сущ. милость, связанный с ним 2. Снисходительно-доброжелательный, ласково-благосклонный. II прил. Употребляется при обращении к …
  • ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет Московский, имя двух Московских епископов: Филарет (Романов) , патриарх Московский и всея Руси (+ …
  • ФИЛАРЕТ (РОМАНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Романов-Юрьев) (+ 1633), Патриарх Московский и всея Руси (1619 - 1633). В миру Романов-Юрьев …
  • ФИЛАРЕТ (МИЧЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Мичевич) (род. 1947), епископ Милешевский (Сербская Православная Церковь). В миру Мичевич Еленко …
  • ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Дроздов) (1782 - 1867), митрополит Московский и Коломенский, святитель. Память 5 …
  • ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Гумилевский) (1805 - 1866), архиепископ Черниговский и Нежинский, святитель. Память 9 …
  • ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Вознесенский) (1903 - 1985), митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Зарубежом …
  • ФИЛАРЕТ (ВАХРОМЕЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Вахромеев) (род. 1935), митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси, постоянный …
  • ФИЛАРЕТ (АМФИТЕАТРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филарет (Амфитеатров) , в схиме Феодосий (1779 - 1857), митрополит Киевский и Галицкий, …
  • ФЕОФАН МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Милостивый, Газский, преподобный. Память 29 сентября. Жил в сирийском городе Газы. …
  • ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Милостивый (+ ок. 619) патриарх Александрийский, святитель. Память 12 ноября в день …
  • ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский (Флорентийский), святитель. Память 19 декабря . С детства отличался …
  • УБИЙЦА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:04:17 Цитаты из рассказа "Убийца", 1953 (автор Рэй Брэдбери) ""Перевод с английского: Нора Галь "" * …
  • ТОРЧВУД в Цитатнике Wiki.
  • СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki.

Около 780 года, в царствование императрицы Ирины, матери юного императора Константина VI, в пафлагонском городе Амнии жил богатый земледелец по имени Филарет. Бог в изобилии даровал ему всякого рода имение: поля, виноградники, стада скота; в его обширном хозяйстве трудилось множество работников и слуг. Будучи уже в преклонных летах, он жил весьма счастливо, окруженный многочисленной семьей, не имея иной заботы, как только угождать Господу, употребляя свои богатства на благо ближнего.
Любящий добродетель, соответственно своему имени, Филарет питал столь великую любовь к людям, ближним и дальним, знакомым и незнакомым, что сердце его не могло спокойно взирать на человека, находящегося в какой-либо нужде. Он, не скупясь, раздавал помощь всем нуждающимся, кто бы ни приходил к нему, и, подобно Аврааму, сам выходил навстречу каждому страннику, почитая за честь оказать ему гостеприимство. Поэтому Господь благоволил к нему, умножая его богатства в той же мере, в какой праведный раб Божий расточал их во благо ближнему.

Однако же, завистью бесовской и попущением Божиим, Филарет был, подобно праведному Иову, подвергнут великому испытанию. Грабители расхитили его имущество, и он оказался в совершеннейшей бедности, так что у него не осталось ничего, кроме клочка земли, пары волов, осла, лошади, коровы с теленком и нескольких ульев. Несмотря на столь нежданное и великое несчастье, угодник Божий не проронил ни одной жалобы, ни одного упрека. Напротив, он пребывал в радости и благодарил Бога за избавление от бремени богатства, вспоминая слова Спасителя: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 24).

С тех пор он принужден был возделывать землю собственными руками, чтобы прокормить семью. Как-то раз по дороге к своему полю он встретил бедного крестьянина, у которого только что пал один из его волов и который громко жаловался и сетовал по этому поводу. Позабыв о собственной нужде и движимый лишь голосом сострадания, святой тотчас отдал ему одного из своих волов, а несколько дней спустя и второго, тем самым лишив себя скудного урожая, который приносила его земля. Узнав об этом поступке, жена и дети Филарета стали со слезами и стенаниями упрекать его за то, что он обрек их на неминуемый голод. В ответ верный ученик Христов, исполненный надежды на Промысл Божий и веры в слова Спасителя: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 25, 33), увещевал родных набраться терпения и обещал вскоре открыть сокровище, некогда им спрятанное.

Прошло немного времени, и Филарет встретил воина, который незадолго перед тем лишился коня. Тогда святой подарил ему своего собственного с той же самой незаботливостью о завтрашнем дне. Он продолжал раздавать небольшое имущество так же щедро, как во времена преуспеяния и изобилия. Вскоре подобным же образом он лишился коровы с теленком, а затем отдал бедняку, еще более неимущему, чем он сам, своего осла, навьюченного пшеницей, только что взятой взаймы. Лишенный теперь даже хлеба насущного, Филарет был спасен от голодной смерти вспомоществованием, полученным от одного из богатых друзей. Выделив надлежащую часть каждому из домочадцев, дабы они смогли прокормить себя какое-то время, святой поспешил отдать собственную долю нищим, которых было великое множество в ту голодную пору. Раздав им весь свой мед, он и последнюю одежду отдал неимущему, пришедшему к нему за помощью.

Совершенно обездоленный, мертвый для мира и не надеющийся уже на человеческую помощь, праведный Филарет вручил свою судьбу Божественному Провидению. И Господь показал, что не оставил его. Как раз в это время наставник юного императора разослал по всей империи гонцов с повелением искать повсюду самых красивых и благонравных девиц, одна из которых будет затем выбрана в жены правителю. Добравшись до Амнии, императорские посланцы были приняты Филаретом в его доме с гостеприимством, достойным великого патриарха и отца верующих Авраама. Несмотря на постигшие его беды, у Филарета сохранился с прошлых времен великолепный дом. А жители города, услышав о приезде высоких гостей, поспешили принести свои наилучшие и самые дорогие вещи в жилище человека, который не имел тогда возможности раздобыть даже хлеба насущного. Пораженные благородством и добродетелью, которыми озарялись лицо и движения старца, императорские посланцы попросили Филарета показать им свою семью и выбрали двух из его внучек, Марию и Маранфию, для представления ко двору.

Когда обе они предстали перед правителем, их душевная красота, увенчанная добродетелью, в которой воспитал девушек праведный Филарет, столь неотразимо возвысила в них красоту телесную, что ни одна из невест не могла долее состязаться с ними. Константин VI выбрал себе в жены Марию, сочетав ее сестру с одним из своих самых влиятельных придворных. А Филарета пригласил во дворец, осыпал почестями и богатствами еще большими, чем те, которые он имел раньше.

Однако это новое счастье даже на мгновение не ослепило святого старца: он немедленно велел приготовить роскошное угощенье, на которое созвал нищих, стариков и калек со всей столицы. С тех пор праведный Филарет всегда обходил улицы Константинополя в сопровождении слуги, несшего в руках три сумы: одну – полную золотых монет, другую – серебряных и третью – медных. И каждый раз, когда навстречу ему попадался какой-нибудь бедняк, он наугад опускал руку в одну из них и таким образом равно оделял милостыней достойных и недостойных, никогда не отмеряя ее по собственному рассуждению, но будучи лишь орудием милосердия Божия, которому ведомы нужды каждого из людей.

Возведенный в достоинство консула, но все столь же смиренный и кроткий, святой Филарет заранее был извещен о своей предстоящей кончине. Тогда он собрал всю большую семью у своего одра, подобно патриарху Иакову (ср.: Быт. 49), и просил без сожаления раздать все оставшееся имущество бедным и обездоленным, прибавив при этом такое поучение: «Дети мои, не забывайте гостеприимства, навещайте больных и заключенных в тюрьмах, призирайте на вдов и сирот, давайте погребение умершим в нищете, не пренебрегайте частым посещением церкви, не желайте чужого имущества, никого не хулите и не радуйтесь несчастью ваших врагов, поступайте во всем так, как я сам поступал во все время моей жизни, и Бог не оставит вас своим заступлением». Вслед за этим, произнеся слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли» (Мф. 6: 10), он с радостным и просветленным лицом предал душу Богу (792)

Честная глава святого Филарета Милостивого находится в монастыре Святая Лавра в местечке Калаврита , Пелопоннес, Греция.

Святой Филаре́т родился в начале 8-го века в Пафлагонской области в Малой Азии (ныне Турции). Был он человеком богатым и знатным. С ранних лет его благочестивые родители привили ему любовь к Богу и сострадание к людям, и эти добрые качества он сохранил до глубокой старости. Жил он счастливо со своей женой, от которой имел сына и двух дочерей. При всем своем богатстве и благополучии он не очерствел, как многие люди в его положении. Напротив, он жалел страждущих и заботился о них, помня, что вера без добрых дел - мертва. Многие местные нищие, вдовы и сироты знали его как ласкового человека и щедрого благотворителя.

Так прошло много лет. Но вот, Богу угодно было допустить, чтобы святого Филарета постигло испытание, как некогда праведного Иова Многострадального. Внезапно на область, где жил святой Филарет, напали арабы (измаильтяне) и опустошили ее. Его рабов увели в плен, захватили его стада и завладели полями. Остался у него только его дом с небольшим полем да пара волов. Безропотно принял Филарет свое несчастье, говоря, как некогда Иов: «Бог дал, Бог взял. Да будет имя его благословенно».

С тех пор святому Филарету пришлось добывать себе хлеб в поте лица, он познакомился и с нуждой и с горем. Но при всех испытаниях святой Филарет не ожесточился сердцем, но продолжал жалеть страдальцев и посильно помогать нуждающимся. Когда у его бедного соседа пал единственный вол, и сосед попросил у Филарета помощи, то святой отдал ему своего вола. Вскоре при подобных обстоятельствах Филарету пришлось расстаться и со вторым волом. Жена Филарета укоряла его, что он больше жалеет других, чем собственную семью. Больно было святому слышать эти упреки, но он не мог отказать просящим, надеясь, что Господь его не оставит без Своей помощи. Не раз он снимал с себя одежду и отдавал неимущему. Почти после каждого очередного доброго дела он имел неприятности дома, должен был слышать укоры своей жены и видеть слезы детей.

Так семья Филарета окончательно обнищала. Иногда соседи Филарета из жалости к его семье посылали им хлеба или муки. Но милосердный Бог, не допускающий праведнику испытаний сверх его сил, решил положить конец испытаниям святого и наградить Филарета за его терпение и доброе сердце. Случилось это так.

Императрица Ирина, правившая в Константинополе со своим сыном Константином VI-ым (780-797 гг.), задумала женить его. С эт й целью она послала вельмож по городам и селам своей империи, чтобы они нашли самых красивых и разумных девиц, из которых царь мог бы выбрать себе невесту.

Посланные пришли и в селение, где жил св. Филарет. По своему обычаю Филарет поспешил встретить путешественников и предложил им приют в своем большом, некогда богатом, а теперь пустом доме. Об угощении знатных гостей позаботились добрые соседи. Объясняя причину своего прибытия, царские посланники поинтересовались семьей Филарета. Оказалось, что, кроме сына и дочерей, у него были еще три молодых красавицы-внучки. Увидев их, гости были так поражены красотой и скромностью одной из них - Марии, что заставили святого Филарета согласиться поехать со своей семьей в Царьград на царские смотрины.

Красавица Мария, воспитанная в смиренномудрии и от природы кроткого и молчаливого духа, произвела чарующее впечатление на царя Константина и вскоре стала его женой, а Милостивый Филарет - дедом царицы. Как близкому родственнику императора, ему были дарованы дома и богатые поместья, оказаны милости и почет. Вскоре вышли замуж за царских вельмож и другие две внучки святого Филарета. Все эти счастливые перемены в своей жизни святой Филарет принял с благодарностью, как дар Божий. Жена и вся семья Филарета, стыдясь своих прежних укоров, окружили его теперь лаской и почетом. Но в новых условиях богатства и столичной жизни святой Филарет не забывал нищих и обездоленных и помогал им из своего богатого имущества.

Дожив до глубокой старости, он получил откровение о своей близкой кончине. Призвав к себе жену, детей и внучек, он объявил им об этом. Прощаясь, святой Филарет благословил их, говоря: «Вы знаете и видели, дети мои, мою жизнь. Господь дал мне сперва великое богатство; потом испытал нищетой; и видя, что я терпеливо и безропотно переношу посланное, вновь возвысил меня земной славой и посадил с царями и сильными мира сего. Но я богатства своего не хранил в сундуках, а через бедных и страждущих посылал его к Богу. Прошу вас, не забывайте милосердия, заступайтесь за вдовиц и сирот, посещайте больных и заключенных в темницах, не оставляйте собраний церковных, чужого не берите, никого не обижайте, не злословьте, не радуйтесь несчастью ни друзей, ни врагов, совершайте память по умершим и меня грешного в молитвах не забывайте».

Затем со словами: «Да будет воля Твоя» - святой Филарет предал Богу свою праведную душу (в 792 г.). Царь с царицей, вельможи, множество знатных и нищих с плачем сопровождали его тело к месту погребения в константинопольской обители Суда Господня. В течение многих поколений жители Константинополя вспоминали милосердие святого Филарета.

14 декабря , Православная Церковь празднует
День святого Филарета Милостивого .


Для меня вот уже 22 года, это особый день. Это День моих именин (тезоименитства). Святой Филарет, это мой небесный покровитель. Святой человек Филарет, который не был ни монахом, ни священником, ни мучеником, ни чудотворцем, ни церковным писателем, ни целителем.

Это был самый обыкновенный человек, как и мы все, человек светский, женатый. Но своими добрыми делами, своей милостью к близким людям, своей праведной христианской жизнью, он заслужил святости от Бога.


Что такое святой человек? Это ОСОБЫЙ ЧЕЛОВЕК, особый пред Богом! Жизнь Филарета, это пример всем нам, что и каждый из нас может стать святым, если будет ОСОБЕННЫМ, вне грешной толпе. Быть особенным и выделятся, наверное всегда трудно. Всегда легче жить в серой массе. Особенность, это выделяться, получать насмешки и недовольства окружения, но порой это того стоит, чтобы унаследовать самую большую награду, Царства Небесного.

Почему нам даются описание жизни святых? Чтобы мы брали пример и хоть немного им подражали своею жизнью, хоть бы совсем чуть-чуть брали эту особенность от них. ведь святой Филарет при жизни совсем не мечтал, что он станет святым, как наверное об этом не мечтал ни кто из святых. Кроме того, святые, далеко не все те люди, что вписанные в календарь. Это только известные Церкви люди, но сколько много таких праведников не прославлено Церковью, но прославлено Богом, этого ни кто не знает кроме Бога.

Итак, кем же был, этот святой Филарет и что он такого сделал, что стал святым?

Византийский землевладелец армянского происхождения из малоазийской провинции Пафлагонии живший в 8 веке. Пафлагонцы слыли за грубый, суеверный и глуповатый народ, у которых был свой особый язык не понятный для Греков, но они были превосходными наездниками. Рыболовство, лесной промысел и разработка богатых медных рудников обогащали главным образом греческих колонистов. Во время лидийского и персидского господства в Пафлагонии правила местная династия, которой около 400 года до н. э. принадлежала и северная часть Каппадокии. Столицей при этой династии и единственным важным городом внутренней страны был Гангра (ныне Kjankari ). Жил в этих землях, в этом народе и Филарет, на территории современной Турции, в селе Амния, на берегу одноимённой реки.

Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, от которой у него родились трое детей: сын - Иоанн и две дочери - Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и, в умилении души, говорил себе: - Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими.

Согласно житию, отличался необыкновенной добротой и отзывчивостью к нуждам окружающих . Его дом был разграблен во время одной из арабо-византийских войн. Арабо-византийские войны — ряд военных конфликтов между Арабским халифатом и Византийской империей в течение VII —XII веков. Начало войн ознаменовало вторжение арабов в Византию в 630-е годы и начало территориальных захватов с их стороны. В результате этих войн Византия лишилась большого количества своих территорий на востоке и юге: Палестины, Сирии, Армении, Египта, Северной Африки, Кипра, Крита, Сицилии, части Малой Азии . Несмотря на это, остатки своего богатства, свой скот и свои запасы он раздал беднейшим соседям, пострадавшим больше его. Этим он вызвал возмущение жены и детей , но неизменно отвечал, что дающему воздастся сторицею. В итоге, друзья Филарета сами начали выручать старика: его друг сборщик налогов прислал ему сорок мешков зерна, а жители соседних деревень дали ему баранов.

Филарет так прославился милосердием к людям вплоть до собственной бедноты, что императрица Ирина на смотре невест для своего сына Константина VI выбрала незнатную Марию, его внучку . Практически Филарет сделался дедушкой императрицы и конечно смог разбогатеть за счёт этого и уже помогать беднякам живя в императоском дворце.

Факт, что это не вымысел, Византийской истории известны все эти персонажи.

В Венеции над алтарём собора, где находятся мощи святого апостола и Евангелиста Марка, изображена императрица Ирина Византийская жившая в конце 8 - начале 9 века в Константинополе. Именно она и нашла внучку Святого Филарета, Марию в жёны своему сыну, императору Константину Четвёртому, прозванному Слепым .

Стала женой императора Льва IV Хазара в 768 году. Известно, что Ирина была очень набожна, но горячего характера. От брака со Львом у Ирины 14 января 771 года родился её единственный сын Константин, ставший последним представителем Исаврийской династии. Император Лев был отравлен, и после смерти мужа Ирина была провозглашена регентом при 9-летнем сыне, императоре Константине VI .

Заключив в 781 году вынужденный мир с арабами и одержав в следующем году победу над славянами в Греции, Ирина обручила в 783 году своего несовершеннолетнего сына с 8-летней дочерью Карла Великого Ротрудой . По мнению А. В. Карташёва, это было сделано в целях достижения религиозного мира с Западом. К Ротруде был приставлен евнух Элизий, чтобы научить франкскую невесту греческому языку и византийским обычаям.

В 788 году свадьба Константина с дочерью франкского короля Карла Великого расстроилась, несмотря на то, что, по свидетельству Феофана, он испытывал к ней симпатию. Причины отмены свадьбы точно неизвестны.

В 788 году, желая женить сына, Ирина организовала так называемый смотр невест, впервые введённый в практику византийского двора. По стране были разосланы доверенные чиновники с набором требований для идеальной невесты, куда входили такие параметры, как рост, длина стопы, размер головы и, конечно, отношение к иконам в семье. Из 13 кандидаток, представленных ко двору, Ирина выбрала для сына в жёны юную незнатную армянку, уроженку Пафлагонии Марию Амнийскую, внучку святителя Филарета Милостивого .

Что касается внучки, святого Филарета, Марии, то в браке Мария родила двух дочерей — Евфросинию и Ирину. Сам брак продлился около семи лет. Матерью Константина была начата компания по устранению своего сына от власти. По предположению Феофана, главным действием Ирины по дискредитации сына стала поддержка его любовной связи с Федотой, одной из придворных дам. Константин, не любивший супругу, поддался на уговоры матери. Сначала император просил патриарха Тарасия расторгнуть его брак с Марией, заявив что она покушалась отравить его.
После отказа патриарха, заявившего, что единственным основанием для расторжения брака является доказанное прелюбодеяние, в январе 795 года Константин насильно заставил Марию принять монашество , а сам женился на Федоте и даже короновал её (чего Мария в своё время не удостоилась ). Событие вызвало волнения среди христиан, монастырь на Олимпе даже отложился от византийской церкви, ставя в вину патриарху Тарасию постриг Марии .

Вместе со своими дочерьми Мария была сослана в монастырь на одном из Принцевых островов (ныне это острава Адлар, 9 островов вблизи Стамбула в Мраморном море ), где скончалась монахиней в 821 году. Одна из дочерей Марии Евфросиния (правнучка святого Филарета) около 823 года стала женой императора Михаила Травла II . Сам Михаил был человеком малообразованным не смотря на то, что был императором и его брак с Ефросиньей наделал очень много шума, так как Ефросинья тоже как и мать и сестра уже была монахиней.
Когда около 824 года умерла первая жена Михаила Фёкла, он женился вторично, и этот брак вызвал скандал среди подданных, поскольку выбор императора пал на монахиню — Евфросинью . Сам Михаил всё это понимал и шёл на этот брак только ради того чтобы предать легитивность своему положению и породниться с членами бывшей правящей династии. Ведь Ефросинья была хоть и монахиня, но дочь Константина и внучка Ирины.
Умер Михаил II 2 октября 829 года от болезни почек, и престол занял его сын от первого брака Феофил, который ещё с 821 года был соправителем отца. С Ефросиньей детей не было и потому на правнучке родословная Святого Праведного Филарета обрывается.
Судьба второй правнучки Филарета, монахини Ирины истории неизвестна.

Что касается дальнейшей жизни Константина и его матери Ирины после того, как внучка Филарета Мария была отправлена в монастырь со своими дочерями. То второй брак Константина закончился тем, что по приказу Ирины, её сыну Константину выкололи глаза и ослепили. А его жену Феодоту уже беременную, Ирина отправила в монастырь. Сын Константин вскоре умер, а Ирина была свергнута 31 октября 802 года в ходе заговора, организованного логофетом Никифором, ответственным за финансы империи («главный счётчик »).
Ирину сослали в ссылку на греческой остров Лесбос. 9 августа 803 года Ирина скончалась. Её тело было перевезено в построенный ей самой монастырь на остров Принципа, а позднее перезахоронено в Константинополе в церкви Святых апостолов.

Ирина, причисленная вскоре после смерти Православной церковью к лику святых, как ревнительницу благочестия и православия, которая «более любя Бога и Его правду, чем своего собственного сына… приказала ослепить его », а приняв затем самодержавную власть «исправила все то, что пришло в расстройство в царствование её сына ». Одна из главных заслуг Ирины и причина к прославлению святых, стало то, что она в языческое время сохраняла и отстаивала в Византии иконопочитание.


Церковь Филарета Милостивого в Можайском районе, Спассо Бородинского монастыря.

Так же известно, что святой Филарет обладал даром пророчества. Всем внукам и внучкам, а известно три внука и три внучки было у Филарета, он им предсказал будущее перед смертью. что у Филарета был сын Иоанн , и от него Филарет имел четырёх внуков. Средний внук принял монашество и 24 года жил в монастыре до своей смерти. У старшего внука была заграничная богатая жена, о внуке младшем история умалчивает. Из ещё одного исторического интересного сведения родословной Святого Филарета известно, что родную сестру Марии, вторую внучку Филарета по имени Миранфию выдали замуж за патрикия Константинакия, а двоюродную сестру Марии, так же внучку Филарета по имени Ипатию за лангобардского короля Аргуса . Но о их жизни ни чего истории не известно.

Сергиев Пасад. Домашняя церковь Св. Филарета милостивого в Патриаршьих покоях.

Святой Филарет скончался в 792 году. На четвёртом году замужества внучки Марии.

Услышав о преставлении святого, в монастырь поспешил прибыть царь с царицею и с вельможами своими, и целовали святое лице Филарета и руки. И плакали все о кончине его и подавали щедрую милостыню бедным в память его.

Блаженная же Феозва, жена святого Филарета , по погребении честного тела мужа своего, возвратилась из Царьграда в свое отечество, страну Пафлагонскую, и там употребила богатство свое, полученное от царя и царицы, на построение и возобновление храмов Божиих, сожженных Персами в прежнее время. Снабдила также она те храмы священными сосудами и одеждами. Учредила еще она там монастыри, странноприимные дома и убежища для нищих и больных, и затем снова отправилась в Константинополь к внучке своей, царице Марии. Здесь, проведя остальное время своей жизни в служении Богу, она мирно почила о Господе и погребена была при могиле своего праведного мужа.

Иерусалим. Маслиничная гора. Церковь Филарета Милостивого.

Тропарь, глас 4:
Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущым, и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашым.

Кондак, глас 3:
Истинно всеизрядная твоя купля зрится, и мудрою быти судится всеми благомудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя горних и вечных. Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.

3 Мф. 25:10. - Все сделанное человеком в земной жизни для ближних или последователей Христовых Господь относит к Себе, и награждает как бы за сделанное Ему Самому.

4 Т. е. ветхозаветному библейскому патриарху Аврааму. В своей жизни Авраам представляет нам образец весьма многих и самых поучительных добродетелей, как например: человеколюбия, кротости, правоты, терпения, миролюбия, великодушия, бескорыстия, гостеприимства, и особенно - благочестия, твёрдой и непоколебимой веры и упования на Бога, глубочайшего смирения и благоговения пред Ним, совершенной покорности Ему и всецелой преданности в волю Его. - См. кн. Бытия гл. 11 и далее.

5 Иов - ветхозаветный великий праведник; хранитель истинного откровения и богопочтения в роде человеческом во время усиления языческого суеверия после рассеяния народов; известен своим благочестием и непорочностью жизни; был испытан от Бога всеми несчастьями, среди которых, однако, остался непоколебимым в вере в добродетели. История Иова подробно изложена в книге его имени.

6 Под Измаильтянами (т. е. потомками Измаила) здесь разумеются Арабы - магометане, могущество которых в VIII столетии по Р. Хр. было в полном расцвете. Быстрый и необычайный рост магометанского могущества был несчастием для Византии. Магометане вели с Греками непрестанные и опустошительные войны. Знаменитый халиф Арабский - Гарун-аль-Рашид восемь раз предпринимал опустошительные походы против Византии; от этих набегов прежде всего страдали всегда области Малой Азии, где жил праведный Филарет. При приближении свирепых врагов, жители спешили укрыться в горные ущелья, в леса, оставляя на произвол судьбы свои дома и хозяйство. Нередко, по уходе врагов, цветущие области обращались в пустыни. Так это именно и было во времена праведного Филарета.

7 "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими " (Иов 2:10) - т. е. не произнес никакой хулы па Бога.

8 По поводу сих слов Спасителя святой Иоанн Златоуст говорит: "Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему.

9 Императрица Ирина - супруга императора Льва 4-го Хазара, иконоборца. За свое ревностное иконопочитание она потерпела гонение от своего мужа. После его смерти, Ирина вступила на престол вместе с малолетним сыном Константином (780 г.). При ней было восстановлено иконопочитание и, по ее настоянию, созван был VII Вселенский собор, на котором провозглашена истина иконопочитания и осуждено иконоборство. [Собор происходил в Никее в 787 г.] Сын Ирины и Льва 4-го Константин царствовал под именем Императора Константина VI, Порфирородного - до 797 года. Ирина царствовала и после сына- до 802 года.

10 Титул патрициев принадлежал первоначально лишь детям сенаторов, которые назывались по латыни рангеа. Потом это название стало прилагаться ко всем лицам благородного римского происхождения. Но император Константин сделал титул патриция личным достоинством, которое было даруемо высшим чиновникам, но не переходило по наследству.

11 Лонгобарды - один из народов Германского племени.

утвердить с ним мирные отношение.

12 Спафарий - оруженосец, царский телохранитель.

13 Литра - фунт, византийская мера веса, равная 72 золотникам; в серебре стоила до 42 руб, а в золоте до 606 руб. Эту меру нужно отличать от литра - меры сыпучих и жидких тел.

14 В этом стихе псалма Давид свидетельствует пред Богом, что он ни сердца высокомерного, ни очей надменных не имел, но как был смирен сердцем, так и очами показывал смирение. - Ходить в великих и дивных означает тоже, что хвалиться великими и славными делами. Псалмопевец смиренно признается, что он, стоя на высокой степени достоинства, утверждался более на смирении, нежели на гордости; и потому ни словами, ни делами не превозносился выше себя.

15 Святой Филарет жил после брака внучки, бывшего в 788 г., четыре года, - следовательно скончался в 792 году.