Притчи амонашвили. Шалва Амонашвили - Педагогические притчи (сборник)

Ш. А. Амонашвили

Педагогические притчи

© Амонашвили Ш. А., 2010

© ООО «Амрита», 2014

* * *

Посвящается моей супруге Валерии Гивиевне Ниорадзе, по настоятельной просьбе которой была создана эта книга

Дай жизньсвоим берегам

Притчи, сказки, рассказы

Как к нам пришла Улыбка

Это было давно, очень давно, когда люди еще не умели улыбаться…

Да, было такое время.

Жили они грустно и уныло. Мир был для них черно-серым. Блеск и величие Солнца они не замечали, звездным небом не восторгались, не знали счастья любви.

В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на Небесах решил спуститься на Землю, то есть родиться и испытать земную жизнь.

«Но с чем я приду к людям?» – задумался он.

Ему не хотелось прийти к людям в гости без подарка.

И тогда он обратился к Отцу за помощью.

– Подари людям вот это, – сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.

– Что это? – удивился добрый ангел.

– Это Улыбка, – ответил Отец. – Положи ее себе в сердце и принеси людям в дар.

– И что она им даст? – спросил добрый ангел.

– Она наполнит их особой энергией жизни. Если люди овладеют ею, то найдут путь, по которому утверждаются достижения духа.

Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое.

– Люди поймут, что рождены друг для друга, откроют в себе любовь, увидят красоту. Только им нужно быть осторожными с энергией любви, ибо…

И в это самое мгновение спустился добрый ангел с Небес на Землю, то есть родился, так и не дослушав последнего слова Отца…

Новорожденный заплакал. Но не потому, что испугался темной пещеры, угрюмых и еле различимых лиц людей, с недоумением глазевших на него. Заплакал он от обиды, что не успел дослушать: почему людям надо быть осторожными с Улыбкой.

Он не знал, как быть: подарить людям принесенную для них Улыбку или утаить ее от них.

И решил: извлек из сердца лучик искры и посадил его в уголке своего ротика. «Вот вам подарок, люди, берите!» – мысленно сообщил он им.

Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его Первая Улыбка, а угрюмые люди впервые увидели Улыбку. Они испугались и закрыли глаза. Только угрюмая мама не смогла оторвать глаз от необычного явления, сердце ее зашевелилось, и на лице отразилось это очарование. Ей стало хорошо.

Люди открыли глаза, их взгляд приковала к себе улыбающаяся женщина.

Тогда младенец улыбнулся всем еще раз, и еще, еще, еще.

Люди то закрывали глаза, не выдерживая сильного сияния, то открывали. Но наконец привыкли и тоже попытались подражать младенцу.

Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стерла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них с этого мгновения стал красочным: цветы, Солнце, звезды вызывали в них чувство красоты, удивления, восхищения.

Добрый ангел, который жил в теле земного младенца, мысленно передал людям название своего необычного подарка, но им показалось, что слово «улыбка» придумали сами.

Младенец был счастлив, что принес людям такой чудодейственный подарок. Но иногда он грустил и плакал. Маме казалось, что он голодный, и она спешила дать ему грудь. А он плакал, потому что не успел дослушать слово Отца и передать людям предупреждение, какую им нужно проявить осторожность с энергией Улыбки…

Так пришла к людям Улыбка.

Она передалась и нам, людям настоящей эпохи.

И мы оставим эту энергию последующим поколениям.

Но пришло ли к нам знание: как нам нужно относиться к энергии Улыбки? Улыбка мощь несет. Но как применять эту мощь только во благо, а не во зло?

Может быть, мы уже нарушаем некий закон этой энергии? Скажем, улыбаемся фальшиво, улыбаемся равнодушно, улыбаемся насмешливо, улыбаемся злорадно. Значит, вредим самим себе и другим!

Нам нужно немедля разгадать эту загадку, или же придется ждать, пока не спустится с Небес наш добрый ангел, несущий полную весть об энергии Улыбки.

Лишь бы не было поздно.

Улыбка мощь несет

Сказал однажды Бог: «Сделаю так, чтобы все люди Земли улыбнулись одновременно. Может быть, поймут они тогда, какую энергию жизни Я им подарил!»

И сделал Он так: все люди Земли, все-все исключительно, вдруг воззрели на Небо и, не ведая почему, послали сердечные улыбки в Беспредельность.

В тот же миг по всей планете зазвучала Музыка Сфер, раскрылось Небо и каждый воззрел воочию Царство Небесное.

Последовало изумление, восхищение и страх людей.

«О-о-о!» – разнеслось в пространстве.

И сразу все прошло: Музыка Сфер прекратилась и Небо закрылось.

«Что это было?!» – недоумевали люди, но не находили ответа.

Никто не связывал чуда, свидетелем которого стал, с улыбкою, которую направил в Беспредельность. Они искали ответ далеко-далеко от себя, но не в себе, в своей искренней улыбке.

Только младенец, который тоже улыбнулся вместе со всеми и узрел чудо, собрал все свои будущие дарования и мысленно воскликнул: «Моя улыбка мощь несет, она открыла Небо!»

Младенец залепетал, но мама не обратила на него никакого внимания.

Но что было бы, если бы она даже услышала, о чем глаголал младенец?

Впрочем, все знают давным-давно, что устами младенца глаголет истина, но взрослые младенцам не верят, потому что им не понятна и не нужна истина.

Хоть бы быстрее подросли младенцы и не забыли о своих истинах.

Жгу свою проказу

Собрал прокаженный хворост и прямо на площади разжег костер.

– Что ты делаешь? – спросили собравшиеся, стоя поодаль от прокаженного.

– Жгу свою проказу! – ответил он.

Взял с земли колючую ветку, отломал одну колючку и бросил в костер.

– Превращайся в пепел, моя улыбка подлости!

Так отламывал он колючки, бросал в огонь и приговаривал:

– Превращайся в пепел, моя улыбка ненависти!

– Превращайся в пепел, моя улыбка зависти!

– Превращайся в пепел, моя предательская улыбка!

Сжег он свои улыбки хамства, равнодушия, злорадства, вожделения.

Из глаз прокаженного лились потоки слез.

Наконец, бросив в костер последнюю колючку, воззрел на Небо и торжественно и с великой мольбою произнес:

– Боже, верни мне Улыбку Сердца!

И с этими словами сам бросился в костер.

– О-о-о!.. – с ужасом воскликнули собравшиеся.

Спустя мгновение над пылающими языками пламени возвысился прекрасный юноша с сияющей Сердечной Улыбкой.

– Смотрите, Бог очистил меня! – произнес он торжественно. – Огонь примет и ваши пороки. Очиститесь, кто хочет!

Советский и российский педагог и психолог. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки:

  • Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребенку.
  • Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей - значит стать на их позиции».

Основные методические подходы:

  • Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
  • Всё обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.
  • Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
  • Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Главными критиками работ Шалвы Амонашвили являются представители Русской Православной церкви. По мнению протоиерея Александра Новопашина, представителя Информационно-консультативного центра св. Иринея Лионского, педагогические взгляды Амонашвили пропитаны оккультизмом. В доказательство автор представляет следующие аргументы:

  • «…Амонашвили, как и многие проводники учения деструктивных культов, вводит собственный новояз»;
  • «…гуманизм Амонашвили, основанный на «винегрете» из религий и философских течений, ведёт к полной потере духовных ориентиров прежде всего у невоцерковлённых педагогов и закладывает в сознание ребёнка мину замедленного действия, которая позднее приведёт к трагической развязке»;
  • «О целях детского воспитания говорится в самых общих выражениях - самих по себе ничего не значащих. Такие понятия, как «совершенство», «божественность», «мудрость» в педагогике Амонашвили не имеют ясного определения, они размыты и по сути остаются словами»;
  • вольная трактовка текстов Евангелия со стороны Ш. Амонашвили;
  • манеры Амонашвили на публичных выступлениях напоминают поведение неопятидесятнических пасторов;

Остальные аргументы сводятся к критике Ш. Амонашвили по вопросам теологии.

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Ш. А. Амонашвили
Педагогические притчи

© Амонашвили Ш. А., 2010

© ООО «Амрита», 2014

* * *

Посвящается моей супруге Валерии Гивиевне Ниорадзе, по настоятельной просьбе которой была создана эта книга

Дай жизньсвоим берегам
Притчи, сказки, рассказы

Как к нам пришла Улыбка

Это было давно, очень давно, когда люди еще не умели улыбаться…

Да, было такое время.

Жили они грустно и уныло. Мир был для них черно-серым. Блеск и величие Солнца они не замечали, звездным небом не восторгались, не знали счастья любви.

В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на Небесах решил спуститься на Землю, то есть родиться и испытать земную жизнь.

«Но с чем я приду к людям?» – задумался он.

Ему не хотелось прийти к людям в гости без подарка.

И тогда он обратился к Отцу за помощью.

– Подари людям вот это, – сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.

– Что это? – удивился добрый ангел.

– Это Улыбка, – ответил Отец. – Положи ее себе в сердце и принеси людям в дар.

– И что она им даст? – спросил добрый ангел.

– Она наполнит их особой энергией жизни. Если люди овладеют ею, то найдут путь, по которому утверждаются достижения духа.

Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое.

– Люди поймут, что рождены друг для друга, откроют в себе любовь, увидят красоту. Только им нужно быть осторожными с энергией любви, ибо…

И в это самое мгновение спустился добрый ангел с Небес на Землю, то есть родился, так и не дослушав последнего слова Отца…

Новорожденный заплакал. Но не потому, что испугался темной пещеры, угрюмых и еле различимых лиц людей, с недоумением глазевших на него. Заплакал он от обиды, что не успел дослушать: почему людям надо быть осторожными с Улыбкой.

Он не знал, как быть: подарить людям принесенную для них Улыбку или утаить ее от них.

И решил: извлек из сердца лучик искры и посадил его в уголке своего ротика. «Вот вам подарок, люди, берите!» – мысленно сообщил он им.

Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его Первая Улыбка, а угрюмые люди впервые увидели Улыбку. Они испугались и закрыли глаза. Только угрюмая мама не смогла оторвать глаз от необычного явления, сердце ее зашевелилось, и на лице отразилось это очарование. Ей стало хорошо.

Люди открыли глаза, их взгляд приковала к себе улыбающаяся женщина.

Тогда младенец улыбнулся всем еще раз, и еще, еще, еще.

Люди то закрывали глаза, не выдерживая сильного сияния, то открывали. Но наконец привыкли и тоже попытались подражать младенцу.

Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стерла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них с этого мгновения стал красочным: цветы, Солнце, звезды вызывали в них чувство красоты, удивления, восхищения.

Добрый ангел, который жил в теле земного младенца, мысленно передал людям название своего необычного подарка, но им показалось, что слово «улыбка» придумали сами.

Младенец был счастлив, что принес людям такой чудодейственный подарок. Но иногда он грустил и плакал. Маме казалось, что он голодный, и она спешила дать ему грудь. А он плакал, потому что не успел дослушать слово Отца и передать людям предупреждение, какую им нужно проявить осторожность с энергией Улыбки…

Так пришла к людям Улыбка.

Она передалась и нам, людям настоящей эпохи.

И мы оставим эту энергию последующим поколениям.

Но пришло ли к нам знание: как нам нужно относиться к энергии Улыбки? Улыбка мощь несет. Но как применять эту мощь только во благо, а не во зло?

Может быть, мы уже нарушаем некий закон этой энергии? Скажем, улыбаемся фальшиво, улыбаемся равнодушно, улыбаемся насмешливо, улыбаемся злорадно. Значит, вредим самим себе и другим!

Нам нужно немедля разгадать эту загадку, или же придется ждать, пока не спустится с Небес наш добрый ангел, несущий полную весть об энергии Улыбки.

Лишь бы не было поздно.

Улыбка мощь несет

Сказал однажды Бог: «Сделаю так, чтобы все люди Земли улыбнулись одновременно. Может быть, поймут они тогда, какую энергию жизни Я им подарил!»

И сделал Он так: все люди Земли, все-все исключительно, вдруг воззрели на Небо и, не ведая почему, послали сердечные улыбки в Беспредельность.

В тот же миг по всей планете зазвучала Музыка Сфер, раскрылось Небо и каждый воззрел воочию Царство Небесное.

Последовало изумление, восхищение и страх людей.

«О-о-о!» – разнеслось в пространстве.

И сразу все прошло: Музыка Сфер прекратилась и Небо закрылось.

«Что это было?!» – недоумевали люди, но не находили ответа.

Никто не связывал чуда, свидетелем которого стал, с улыбкою, которую направил в Беспредельность. Они искали ответ далеко-далеко от себя, но не в себе, в своей искренней улыбке.

Только младенец, который тоже улыбнулся вместе со всеми и узрел чудо, собрал все свои будущие дарования и мысленно воскликнул: «Моя улыбка мощь несет, она открыла Небо!»

Младенец залепетал, но мама не обратила на него никакого внимания.

Но что было бы, если бы она даже услышала, о чем глаголал младенец?

Впрочем, все знают давным-давно, что устами младенца глаголет истина, но взрослые младенцам не верят, потому что им не понятна и не нужна истина.

Хоть бы быстрее подросли младенцы и не забыли о своих истинах.

Жгу свою проказу

Собрал прокаженный хворост и прямо на площади разжег костер.

– Что ты делаешь? – спросили собравшиеся, стоя поодаль от прокаженного.

– Жгу свою проказу! – ответил он.

Взял с земли колючую ветку, отломал одну колючку и бросил в костер.

– Превращайся в пепел, моя улыбка подлости!

Так отламывал он колючки, бросал в огонь и приговаривал:

– Превращайся в пепел, моя улыбка ненависти!

– Превращайся в пепел, моя улыбка зависти!

– Превращайся в пепел, моя предательская улыбка!

Сжег он свои улыбки хамства, равнодушия, злорадства, вожделения.

Из глаз прокаженного лились потоки слез.

Наконец, бросив в костер последнюю колючку, воззрел на Небо и торжественно и с великой мольбою произнес:

– Боже, верни мне Улыбку Сердца!

И с этими словами сам бросился в костер.

– О-о-о!.. – с ужасом воскликнули собравшиеся.

Спустя мгновение над пылающими языками пламени возвысился прекрасный юноша с сияющей Сердечной Улыбкой.

– Смотрите, Бог очистил меня! – произнес он торжественно. – Огонь примет и ваши пороки. Очиститесь, кто хочет!

Но хочет ли кто?

Улыбки, которые сжигал прокаженный, можно назвать оскалом тьмы. Всякий, кто победит в себе оскал тьмы, достоин таких же почестей, как тот, кто идет к людям с Улыбкою Подвига.

Улыбка просветления

Седая учительница, в очках, с кипой тетрадей для контрольных работ под мышкой, рассеянная, стояла между двух сосен и мучительно рассматривала каждую пядь земли.

Так делала она каждый день с тех пор, как впервые пошла в школу, и, идя по пути, который пролегал через этот лес из двух сосен, вдруг почувствовала, что потеряла что-то очень важное. Она так и не поняла, что именно. Но сердце подсказывало: без него в школе ей будет трудно.

Вот и на этот раз приостановилась она по пути в школу и продолжила свои поиски.

Ученик, идущий в школу вслед за учительницей, тоже приостановился. Он и раньше замечал свою учительницу, что-то ищущую на корточках между соснами.

Прежде он не осмеливался подойти к ней, но теперь рискнул.

– Что вы делаете? – робко спросил он.

– Ищу! – хмуро ответила учительница, не взглянув на него.

– Что вы ищете?

– А какое тебе дело? – возмутилась учительница. – Иди в школу!

– Давно потеряли? – опять робко спросил ученик.

– Давно, давно, как стала учителем! А теперь иди и не мешай мне! – приказала она ему.

Но ученик не ушел.

– Вы уверены, что потерли именно здесь?

Учительница была на грани взрыва.

– Да, да, в этом лесу, где же еще я могла потерять? – разозлилась она, как будто ученик был виноват в ее беде.

– Хотите, помогу? – осторожно предложил ученик.

– Как ты поможешь, когда сама не знаю, что ищу! – гневно обратилась она к мальчику.

Ей захотелось заплакать от досады.

– Почему? – не унимался ученик. – То, что вы ищете, должно быть, уже в землю ушло!

Он присел у первой сосны, пальцами выгреб яму и достал оттуда маленький ларчик.

– Вы это искали? – и он протянул ларчик учительнице.

Учительница с изумлением уставилась на необычный ларчик.

– Может быть… – пробормотала она растерянно.

Мельком взглянула она на улыбающегося ученика. «Должно быть, он мой ученик, хочет угодить мне, хитрец!» – подумала она.

Она открыла ларчик и вынула из него обрывок древнейшего пергамента. На нем были написаны некие таинственные знаки. Учительница призвала все свои познания в языках и наконец на санскритском вычитала слова. С недоумением перечитала их несколько раз.

– А что там написано?.. Оно секретное?.. Очень-очень важное для вас? – спрашивал ученик. Но учительница так погрузилась в разгадку смысла слов, что забыла об ученике. Она даже не заметила, как ученик собирал разбросанные на земле тетради для контрольных.

Лицо учительницы постепенно менялось. Ученику показалось, что она становится красивой и доброй.

«Говорю тебе на ухо, ибо открываю тайну: Мощь Улыбка несет».

Она повторяла эти слова в душе, в сердце, в уме…

И наконец ее осенило.

Она улыбнулась. Улыбнулась так, как улыбается поэт своему озарению перед сотворением шедевра.

Ученик, заметив сияние улыбки на лице учительницы, радостно воскликнул:

– Я же всем говорил, что она умеет улыбаться, но мне никто не верил… Теперь-то поверят! – и с этой радостной вестью побежал к друзьям.

Вслед за ним поспешила учительница, неся на лице Улыбку Просветления. Слезы радости, как жемчужины, окрашивали ее Улыбку.

«Пришла ко мне Мудрость Улыбки, и начнется сегодня моя истинно учительская жизнь!» Шагала она с этими мыслями и не замечала, что ногами своими топтала тетради для контрольных, которые выпадали из рук бежавшего впереди ученика. Они выстраивались в тропинку, ведущую к школе.

Как люди потеряли улыбки

Высоко в горах было глухое селение.

Глухое не потому, что жители были глухие. А потому, что остальной мир был глухим к нему.

Люди в селении жили как единая семья. Младшие почитали старших, мужчины почитали женщин.

В их речи не существовало слов: обида, собственность, ненависть, горе, плач, печаль, корысть, зависть, притворство. Не знали они этих и подобных слов потому, что не было у них того, что можно было бы назвать ими. Они рождались с улыбкою, и с первого дня до последнего сияющая улыбка не сходила с их лиц.

Мужчины были мужественными, а женщины – женственными.

Дети помогали старшим по хозяйству, играли и веселились, высоко лазали по деревьям, собирали ягоды, купались в горной речке. Взрослые учили их языку птиц, животных и растений, и дети от них узнавали очень многое. Почти все законы Природы им были известны.

Старшие и младшие жили с Природой в гармонии.

По вечерам все собирались у костра, посылали улыбки звездам, каждый выбирал свою звезду и разговаривал с ней. От звезд они узнавали о законах Космоса, о жизни в других мирах.

Так было у них с незапамятных времен.

Однажды объявился в селении человек и сказал:

«Я учитель».

Обрадовались люди прихожему. Доверили они ему своих детей – в надежде, что учитель научит их более важным знаниям, чем давали им Природа и Космос.

Только недоумевали люди: почему учитель не улыбается, как это так – его лицо без улыбки?

Учитель приступил к обучению детей.

Шло время, и все заметили, что дети явно менялись, их как будто подменяли. Они становились раздражительными, потом появилось озлобление, дети все чаще ссорились между собой, отнимали вещи друг у друга. Научились они насмешкам, кривым и лукавым улыбкам. С их лиц стиралась прежняя, обычная для всех жителей села улыбка.

Люди не знали, хорошо это или плохо, ибо самого слова «плохо» тоже не было у них.

Они были доверчивыми и считали, что все это и есть новые знания и умения, которые принес их детям учитель из остального мира.

Прошло несколько лет. Дети повзрослели, и изменилась жизнь в глухом селении: люди стали захватывать земли, оттесняя с них слабых, оградили их и назвали своей собственностью. Стали они недоверчивыми друг к другу. Забыли о языках птиц, животных и растений. Каждый потерял свою звезду на небе.

Зато в домах появились телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны, выросли гаражи для автомобилей.

Люди потеряли свои сияющие улыбки, но усвоили грубый хохот.

Смотрел на все это учитель, который так и не научился улыбаться, и гордился: в глухом горном селении приобщил он людей к современной цивилизации…

Поздно?

Создал Творец людей, дал им слова для общения и мышления, поселил в плодородной долине у подножья гор, одарил каждого долголетием и стал наблюдать: как они устремятся к совершенствованию.

Шло время, но люди не развивались.

Так они и постарели.

Решил Творец выяснить: в чем дело?

Сделался Он человеком и пришел к ним как путник.

Перед заходом Солнца собрались люди на площади поговорить с путником.

Рассказал он, какая жизнь за горизонтом, и предложил им:

– Хотите, поведу вас туда, и вы посмотрите, как там живут люди?

– Эх, – ответили они грустно, – поздно уже, мы постарели…

– Тогда пойдемте со мной в горы, взглянем на мир с вершины!

– Эх, – вздохнули они, – поздно уже, у нас нет сил…

– Взгляните на небо, – сказал им путник, – и я расскажу вам о жизни в Царствии Небесном!

И опять ответили они:

– Уже поздно, наш разум не поймет твой рассказ…

Путник опечалился. Захотел развеселить людей.

– Давайте споем песню! – сказал он и собрался первым запеть, но люди заметили, что Солнце зашло.

– Поздно уже, – сказали они, – пора спать… – И разбрелись по своим хижинам.

Путник закричал им вдогонку:

– Люди, когда жизнь беспредельна и непрерывна, не будет поздно ни для какого достижения!

Но они не обернулись на зов.

Тогда сказал про себя Творец:

– Отниму-ка я у людей все слова-ограничения: «поздно», «нельзя», «невозможно», «далеко», «высоко», «трудно», «не поймем» – и вселю в их сердца радость беспредельности. Может быть, постигнут они Закон Мой: ничего никогда не поздно, ибо нет конца, а есть только начало!

Он так и сделал и дождался утра: изменятся ли люди и пойдут ли они с Ним в горы?

Мысль на сердце

Дедушка, что ты шепчешь? – спросил я, заметив, что он перед сном что-то про себя бормочет.

– Я кладу мысль на Сердце, сынок… – ответил он.

Я удивился:

– Что это значит?

Мудрый дедушка сказал мне:

– Не хочу поссориться с соседом, который подвел меня, а как быть, не знаю. Вот и положу мысль на Сердце и засну, а утром Сердце подскажет, что делать…

– Откуда Сердце знает, дедушка?

– Сердце все знает, сынок, я всю жизнь учусь у него. И тебе советую: когда ищешь ответ на сложный вопрос, когда что-то бывает непонятно, положи перед сном мысль на Сердце, а наутро откроются тебе ответы… Только делай это с верою…

Так сказал дедушка, когда мне было девять лет. И я познал в жизни очень многое о своем педагогическом искусстве, кладя мысль на Сердце перед сном.

Мне повезло с дедушкой.

Царство желаний

Молодой царь, только что взошедший на трон, увидел во сне ангела, который сказал ему:

– Выполню одно твое желание.

Утром позвал царь своих трех советников:

– Ангел обещал мне выполнить одну просьбу. Хочу, чтобы мои подданные жили счастливо. Скажите, какое царство им нужно?

– Царство желаний!.. – сразу воскликнул один советник.

Второй и третий тоже хотели что-то сказать, но не успели: молодой царь закрыл глаза и в своем воображении вызвал ангела.

– Хочу, чтобы любые желания всех моих подданных выполнялись. Пусть будет мое царство Царством желаний…

С той минуты во всем царстве начались странные события. Многие мигом разбогатели, хижины некоторых преобразились во дворцы, кое у кого выросли крылья, и они начали летать; другие помолодели.

Люди убедились, что их желания тут же выполняются, и каждый начал желать больше другого. Но вскоре они обнаружили, что не хватает самих желаний, и начали завидовать тем, у кого желания еще остались.

Потому алчно похищали желания у соседей, друзей, детей…

Многих одолела злоба, и они желали другим что-нибудь плохое. Дворцы рушились на глазах и опять возводились; кто-то становился нищим и тут же посылал бедствие другому. Кто-то стонал от боли и тут же злорадствовал, что посылает более мучительные страдания остальным людям. В Царстве желаний исчезли мир и согласие. Люди враждовали, посылали друг на друга стрелы злобы, недоброжелательства. Один превзошел других своим коварством: пожелал себе опасную болезнь и поспешил своими объятиями, поцелуями, рукопожатиями заразить ею как можно больше людей.

Первый советник тут же свергнул молодого царя с трона и объявил себя царем. Но вскоре он был свергнут другим, а потом тот – еще одним, и вокруг трона началась схватка тысячи беспощадных желаний.

Молодой царь убежал из города и на окраине царства встретил старика.

Он пахал землю и пел песню.

– У тебя нет никаких желаний? – спросил он старика с удивлением.

– Есть, конечно… – ответил тот.

– А почему не исполняешь их сразу, как другие?

– Чтобы не потерять счастье, как потеряли его все твои подданные.

– Но ты же бедный, а можешь стать богатым, ты старый, а можешь помолодеть!

– Я самый богатый, – ответил старик. – Пашу землю, сею и так выстраиваю жемчужную тропинку от Сердца своего к Богу своему… Я и моложе тебя, ибо душа моя – как у ребенка.

Царь произнес с сожалением:

– Был бы ты моим советником, я бы не допустил ошибки…

– Я и есть твой советник, которого ты не послушал, – сказал старик без чувства упрека и продолжал пахать землю.

Царство разума

Другой молодой царь тоже увидел сон, и тот же ангел обещал выполнить одну его просьбу.

Созвал царь наутро своих трех советников и спросил:

Третий тоже хотел что-то посоветовать молодому царю, но тот поспешил к ангелу – закрыл глаза и призвал его в своем воображении:

– Сделай мое царство Царством разума…

С той же минуты во всем царстве начались странные явления. Все подданные, дети и взрослые, разом преобразились в философов и начали обсуждать любой пустяк. Они сомневались во всем, спорили, критиковали все вокруг, всему искали объяснения и доказательства, научное обоснование. Ученые проводили бесконечные дискуссии с целью, чтобы никто ни с кем не соглашался. Умствовали по поводу того, можно ли погасить Солнце, если все люди вместе будут дуть на него. Или по поводу того, что произойдет, если все песчинки в пустыне вдруг превратятся в муравьев. Или если все колодцы, речки и реки, моря и океаны вдруг иссякнут…

Во всем люди искали железную логику, доказательства, факты. Неверие стало нормой жизни. Разум сделался холодным, подозрительным, недоверчивым, расчетливым и, наконец, неразумным.

Люди все дотошно взвешивали, мерили, оценивали, переоценивали, сравнивали и опять начинали все сначала. Взвешивали и оценивали даже любовь, даже доброту, даже радость, даже зло и даже рождение и смерть.

На все взирали стеклянными глазами, и каждый ставил на всем продажную цену.

Жизнь в царстве замедлилась, стала она хмурой, грустной, тревожной. Исчезла вера, пропало доверие. Зато повсюду разгуливало подозрение. Распалось единение, и восторжествовали самость и разобщенность.

Сколько царь ни призывал народ образумиться, ничего не получалось.

Находясь в отчаянии, он покинул дворец и на окраине царства встретил старика. Тот сеял хлеб на вспаханном поле и пел песню.

– Бог тебя не одарил разумом? – спросил царь.

– Почему? Разум мой всегда жил и живет по сей день в моем Сердце, – ответил тот.

– При чем тут Сердце?! – удивился царь.

– Разум без Сердца перерождается в тупость и безрассудство.

– Как же ты живешь разумно, когда только и знаешь что пахать-сеять и не обновляться?

– Пашу и сею я для Бога, а тебе отдам зерно. Так каждый день выстраиваю я ступеньки от разума Сердца до Бога, и каждая ступенька во мне – обновление жизни.

Молодой царь погрустнел.

– Эх, был бы ты моим советником, не допустил бы я ошибку… – произнес он с чувством раскаяния.

– Я и есть твой советник, которого ты не дослушал, – сказал старик и продолжил сеять хлеб.

Царство Сердца

А теперь о третьем молодом царе.

Он тоже увидел сон, и ангел обещал ему выполнить одну его просьбу.

Созвал царь утром своих трех советников.

– Какое царство нужно моим подданным, чтобы они жили счастливо?

– Царство желаний! – воскликнул один, не задумываясь.

– Царство разума! – произнес другой, почесав затылок.

Молодой царь был умен и терпелив, потому обратился к третьему советнику:

– А ты что скажешь?

– Царство Сердца! – сказал тот.

Молодой царь закрыл глаза и вызвал ангела.

– Сделай мое царство Царством Сердца…

Ангел замешкался.

– Бог уже дал каждому свое Сердце, надо зажечь его…

– Так зажигай…

Ангел опечалился.

– Не могу. Бог велит людям самим зажигать свои Сердца и помогать друг другу!

– Тогда скажи, как зажигать?

– Воспитанием… – и ангел исчез.

Царь открыл глаза.

Советники ждали, что он скажет.

– Займемся воспитанием Сердца! – сказал царь и назначил третьего советника попечителем воспитания Сердца – Учителем!

Это было давно, очень давно, когда люди еще не умели улыбаться…

Да, было такое время.

Жили они грустно и уныло. Мир был для них черно-серым. Блеск и величие Солнца они не замечали, звездным небом не восторгались, не знали счастья любви.

В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на Небесах решил спуститься на Землю, то есть родиться и испытать земную жизнь.

«Но с чем я приду к людям?» – задумался он.

Ему не хотелось прийти к людям в гости без подарка.

И тогда он обратился к Отцу за помощью.

– Подари людям вот это, – сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.

– Что это? – удивился добрый ангел.

– Это Улыбка, – ответил Отец. – Положи ее себе в сердце и принеси людям в дар.

– И что она им даст? – спросил добрый ангел.

– Она наполнит их особой энергией жизни. Если люди овладеют ею, то найдут путь, по которому утверждаются достижения духа.

Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое.

– Люди поймут, что рождены друг для друга, откроют в себе любовь, увидят красоту. Только им нужно быть осторожными с энергией любви, ибо…

И в это самое мгновение спустился добрый ангел с Небес на Землю, то есть родился, так и не дослушав последнего слова Отца…

Новорожденный заплакал. Но не потому, что испугался темной пещеры, угрюмых и еле различимых лиц людей, с недоумением глазевших на него. Заплакал он от обиды, что не успел дослушать: почему людям надо быть осторожными с Улыбкой.

Он не знал, как быть: подарить людям принесенную для них Улыбку или утаить ее от них.

И решил: извлек из сердца лучик искры и посадил его в уголке своего ротика. «Вот вам подарок, люди, берите!» – мысленно сообщил он им.

Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его Первая Улыбка, а угрюмые люди впервые увидели Улыбку. Они испугались и закрыли глаза. Только угрюмая мама не смогла оторвать глаз от необычного явления, сердце ее зашевелилось, и на лице отразилось это очарование. Ей стало хорошо.

Люди открыли глаза, их взгляд приковала к себе улыбающаяся женщина.

Тогда младенец улыбнулся всем еще раз, и еще, еще, еще.

Люди то закрывали глаза, не выдерживая сильного сияния, то открывали. Но наконец привыкли и тоже попытались подражать младенцу.

Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стерла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них с этого мгновения стал красочным: цветы, Солнце, звезды вызывали в них чувство красоты, удивления, восхищения.

Добрый ангел, который жил в теле земного младенца, мысленно передал людям название своего необычного подарка, но им показалось, что слово «улыбка» придумали сами.

Младенец был счастлив, что принес людям такой чудодейственный подарок. Но иногда он грустил и плакал. Маме казалось, что он голодный, и она спешила дать ему грудь. А он плакал, потому что не успел дослушать слово Отца и передать людям предупреждение, какую им нужно проявить осторожность с энергией Улыбки…

Так пришла к людям Улыбка.

Она передалась и нам, людям настоящей эпохи.

И мы оставим эту энергию последующим поколениям.

Но пришло ли к нам знание: как нам нужно относиться к энергии Улыбки? Улыбка мощь несет. Но как применять эту мощь только во благо, а не во зло?

Может быть, мы уже нарушаем некий закон этой энергии? Скажем, улыбаемся фальшиво, улыбаемся равнодушно, улыбаемся насмешливо, улыбаемся злорадно. Значит, вредим самим себе и другим!

Нам нужно немедля разгадать эту загадку, или же придется ждать, пока не спустится с Небес наш добрый ангел, несущий полную весть об энергии Улыбки.

Лишь бы не было поздно.

Улыбка мощь несет

Сказал однажды Бог: «Сделаю так, чтобы все люди Земли улыбнулись одновременно. Может быть, поймут они тогда, какую энергию жизни Я им подарил!»

И сделал Он так: все люди Земли, все-все исключительно, вдруг воззрели на Небо и, не ведая почему, послали сердечные улыбки в Беспредельность.

В тот же миг по всей планете зазвучала Музыка Сфер, раскрылось Небо и каждый воззрел воочию Царство Небесное.

Последовало изумление, восхищение и страх людей.

«О-о-о!» – разнеслось в пространстве.

И сразу все прошло: Музыка Сфер прекратилась и Небо закрылось.

«Что это было?!» – недоумевали люди, но не находили ответа.

Никто не связывал чуда, свидетелем которого стал, с улыбкою, которую направил в Беспредельность. Они искали ответ далеко-далеко от себя, но не в себе, в своей искренней улыбке.

Только младенец, который тоже улыбнулся вместе со всеми и узрел чудо, собрал все свои будущие дарования и мысленно воскликнул: «Моя улыбка мощь несет, она открыла Небо!»

Младенец залепетал, но мама не обратила на него никакого внимания.

Но что было бы, если бы она даже услышала, о чем глаголал младенец?

Впрочем, все знают давным-давно, что устами младенца глаголет истина, но взрослые младенцам не верят, потому что им не понятна и не нужна истина.

Хоть бы быстрее подросли младенцы и не забыли о своих истинах.

Жгу свою проказу

Собрал прокаженный хворост и прямо на площади разжег костер.

– Что ты делаешь? – спросили собравшиеся, стоя поодаль от прокаженного.

– Жгу свою проказу! – ответил он.

Взял с земли колючую ветку, отломал одну колючку и бросил в костер.

– Превращайся в пепел, моя улыбка подлости!

Так отламывал он колючки, бросал в огонь и приговаривал:

– Превращайся в пепел, моя улыбка ненависти!

– Превращайся в пепел, моя улыбка зависти!

– Превращайся в пепел, моя предательская улыбка!

Сжег он свои улыбки хамства, равнодушия, злорадства, вожделения.

Из глаз прокаженного лились потоки слез.

Наконец, бросив в костер последнюю колючку, воззрел на Небо и торжественно и с великой мольбою произнес:

– Боже, верни мне Улыбку Сердца!

И с этими словами сам бросился в костер.

– О-о-о!.. – с ужасом воскликнули собравшиеся.

Спустя мгновение над пылающими языками пламени возвысился прекрасный юноша с сияющей Сердечной Улыбкой.

– Смотрите, Бог очистил меня! – произнес он торжественно. – Огонь примет и ваши пороки. Очиститесь, кто хочет!

Но хочет ли кто?

Улыбки, которые сжигал прокаженный, можно назвать оскалом тьмы. Всякий, кто победит в себе оскал тьмы, достоин таких же почестей, как тот, кто идет к людям с Улыбкою Подвига.

Улыбка просветления

Седая учительница, в очках, с кипой тетрадей для контрольных работ под мышкой, рассеянная, стояла между двух сосен и мучительно рассматривала каждую пядь земли.

Так делала она каждый день с тех пор, как впервые пошла в школу, и, идя по пути, который пролегал через этот лес из двух сосен, вдруг почувствовала, что потеряла что-то очень важное. Она так и не поняла, что именно. Но сердце подсказывало: без него в школе ей будет трудно.

Вот и на этот раз приостановилась она по пути в школу и продолжила свои поиски.

Ученик, идущий в школу вслед за учительницей, тоже приостановился. Он и раньше замечал свою учительницу, что-то ищущую на корточках между соснами.

Прежде он не осмеливался подойти к ней, но теперь рискнул.

– Что вы делаете? – робко спросил он.

– Ищу! – хмуро ответила учительница, не взглянув на него.

Был в мире божий человек - умеющий отдавать дары своего духа, не требуя взамен ничего. И люди удивлялись ему.

Вот чудак, - говорили они. - Как можно быть таким добрым в этом хищном мире?!

На него сердилась и жена.

Нельзя так, - причитала она, - видишь, какая в семье нищета. Дочку замуж нечем выдавать. Живи как все. Дают - бери. Вот сосед, ничего не делает, а богат. Твой труд нам только нищету несёт.

Дочка, видя, как мама взволнована и плачет, тоже нападала на отца:

Из-за тебя молодые люди обходят меня стороной! Не люблю тебя такого!

Говорит им с грустью божий человек:

Успокойся, жена. Успокойся, дочка. Не могу я по-другому жить. А чем моя доброта не есть богатство семьи? Бог милостив, даёт всё, что нам нужно.

Но опять мать с дочерью гневно возмущались, опять на соседа показывали:

А почему Бог даёт ему больше?

Ушёл божий человек из жизни. Ушёл спокойно, любя всех.

Дочку стали мучить угрызения совести:

Любила же я своего отца, но ругала его. В семье он был как отшельник. Как же мне теперь сказать ему, что очень люблю его?

А жених всё не объявлялся, и винила она в этом опять отца.

Однажды, проходя по улице, увидела она красивого молодого человека, который тоже смотрел на неё с удивлением. Он робко подошёл к ней и остановил.

Девушка, - сказал он застенчиво, - вы похожи на одного человека, которого я знал. Он ушёл из жизни три года тому назад.

Да, я его дочь, - ответила девушка.

Он был божьим человеком. Он был учителем для многих. А мне помог найти в жизни Путь.

«Он весь светится, - подумала девушка, - тоже божий человек». И сердце её застучало.

Наверное, вы такая же добрая, как ваш отец, - сказал молодой человек.

Девушка покраснела. А он, тоже покраснев, произнёс взволнованно и искренне:

Прошу вас, станьте моей женой! Я буду вас любить всю жизнь - и преданно!

Девушка заплакала. «Отец, ты помог мне найти свою любовь… Спасибо тебе, отец…» - шептала она, и обильные слёзы раскаяния обмывали ей душу.

Молодой человек нежно обнял её, и они пошли по улице, похожей на луч Солнца.

Божественная педагогика

Люди обратились к Мудрецу:

Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.

Сказал Мудрец:

Послушайте тогда притчу.

Объявил Царь царей конкурс на Божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох. Сказал им Царь царей:

Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания.

Сказал Марк Фабий Квинтилиан:

О, Царь царей! Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды». Цель же - развитие души, ибо она у нас небесного происхождения. Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру.

Удивился Царь царей мудрости Квинтилиана:

Истинно, это Божественная Педагогика!

Предстал перед ним Ян Амос Коменский.

О, Царь царей! Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми, что ты есть микрокосмос, способный объять макрокосмос». Цель воспитания ребёнка - воспитание в нём разума. Методы же - природосообразность и мудрость.

Восхитился Царь царей:

Истинно, тоже Божественная Педагогика!

Преклонил свою голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци:

Послушай, о Царь, главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, ноги - ходить, а руки - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Цель же в том, чтобы развить в ребёнке ум, сердце и руки в их единстве. Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание.

Царь царей зааплодировал:

Поистине, ты тоже даришь нам Божественную Педагогику!

Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнёс:

В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои - народность, общественное воспитание, жизнь и устремлённость.

Царь царей торжественно произнёс:

Признаю твою Педагогику Божественной!

Перед Царём царей преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнёс:

Вот вам моя вера: «Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Цель моя - воспитание радостного человека. Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания, непосредственность, преданность и самопожертвование.

Царь царей преклонился перед Янушем Корчаком:

Свою Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью!

Перед Царём царей предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и произнёс:

Основание моей педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира». Цель, к которой я стремлюсь, - это воспитание гражданина, духовно и нравственно чистого. Методами воспитания я признаю: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость.

Царь царей пожал руку Сухомлинскому. Выслушав всех, он провозгласил:

О, достопочтенные мужи, каждая Педагогика, преподнесённая вами, - Божественная. Дадим их народам нашего царства, пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать своих детей!

Мудрец умолк. Молчание людей затянулось. Смотрел Мудрец на них и с грустью думал: «О человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей».

В поиске учителя

Притча от Шалвы Амонашвили

«Пора моего ангелочка определить в школу», - подумал ангел.

Взял он его, и влетели они прямо из открытого окошечка в огромное здание.

«Надо выбрать учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой ещё вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…»

Заглянул он на урок к одному учителю и ужаснулся - тот кричал на ученика и ругал его:

Я бы сбросил тебя, такого бессердечного, с пятого этажа… Вон из класса!

«Жестокий… Не от Сердца он…»

В другой классной комнате учительница сидела перед учениками, положив ногу на ногу, и любовалась своими ногтями, на каждом из которых умело было нарисовано маленькое сердечко. Но она в то же время зорко следила за учениками, выполнявшими контрольную работу, и павлиньим криком пресекала всякую попытку списывания друг у друга.

«Ханжа… Не от Сердца она…»

В следующем классе ученик записывал на доске предложение, которое диктовал ему учитель: «Самого главного глазами не увидишь - зорко только Сердце».

Ученик ошибся и написал «Серце». Учитель разозлился:

Сколько раз тебе объяснять… Дай дневник… Два! Ученик заплакал.

«Невежда… Не от Сердца он…»

Заглянул ангел в следующий класс - там учитель вёл урок математики.

Сосчитайте, сколько раз постучит Сердце в течение суток, если за одну минуту оно стучит 56 раз…

Один ученик, не считая, сразу выкрикнул:

80 640 раз… А в неделю - 564 480 раз… А в месяц… А в год…

Дети ахнули. А учитель грубо прервал ученика:

Как ты смеешь выкрикивать с места, да ещё без моего разрешения…

«Грубиян… Не от Сердца он…»

Следующий класс жужжал, как улей: учитель и ученики терпеливо и любовно собирали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания.

«Вот учитель от Сердца и с ангельским терпением…» - подумал ангел и сказал своему ангелочку:

Будешь учиться у него. Внимай каждому слову учителя.

Улетая из школы, ангел грустно подумал: «Все поминают Сердце, но жить Сердцем не хотят… Нужно вывести всех «сердечных» фигляров, чтобы они не причиняли боль и не калечили сердца своих учеников».

Но ангел не знал, как это сделать.

Воспитание палкой

Притча от Шалвы Амонашвили

Видит мудрец: два мужика ранним утром, каждый на своём дворе, бьют палками своих сыновей. Спросил он у мужиков:

В чём они провинились?

Ни в чём, - ответили оба.

Тогда зачем избиваете их?

День долгий… Чтобы не провинились.

Вы делаете это каждое утро?

Да. Причём я секу его правым концом палки, чтобы сильным стал.

А я секу своего сына левым концом, чтобы он добрым стал.

Сказал им мудрец:

Так у вас воспитание не получится. Из твоего сына вырастет мальчик на побегушках, ибо ты выбиваешь из него всю волю. А из твоего сына получится злодей, ибо ты вбиваешь в него злобу. Потому уберегите палки: они пригодятся, чтобы секли самих себя.

Не прислушались к нему мужики. Но получилось так, как сказал мудрец: один сын стал игрушкой в руках других, ибо с ним никто не считался, другой же приводил в ужас людей, ибо стал разбойником.

А по утрам мужики выходили во двор и теми же палками секли самих себя.

Сказал тогда мудрец:

Палка о двух концах, но с какого конца ни секи ребёнка, конец воспитания будет один - горе.

Дай жизнь своим берегам

Притча от Шалвы Амонашвили

Текла речка по пустыне. Она была маленькая, но возле её берегов процветала жизнь: распускались цветы, шуршала трава, пели птички, ивы опускали свои длинные ветви и ласкали её. Речка радовалась жизни вокруг себя, и ей казалось, что всюду всё было так же чудесно. Однажды ночью подползла к ней змея и прошипела:

Ты тут радуешься, а чуть поодаль от твоих берегов всё гибнет от зноя.

Была бы змея эта доброй и мудрой, она сказала бы речке: «Какая ты хорошая, что не жалеешь свою влагу и спасаешь от гибели хотя бы часть цветов, трав и деревьев в этой выжженной от зноя пустыне». Но она была не такая, а злая и завистливая. Речка опечалилась.

Как мне помочь пустыне?

Спроси у человека, - ответила змея.

Утром человек выслушал речку.

Хорошо, - сказал он, - я знаю, что делать.

Был бы человек этот мудрым и заботливым, он бы сказал речке: «Ты и так делаешь всё, что можешь». Но он не был таким, а был бездушным и халатным.

Взял он кирку и, недолго думая, прорыл от берегов речки множество канав по пустыне. В них вода от речки ушла в песок, а по берегам, где она уже не могла течь, всё высохло.

Ещё больше опечалилась речка. Прилетела к ней райская птичка.

Что с тобой? - спросила она.

Рассказала ей речка о своей печали. Тогда сказала райская птичка:

Ты не для того родилась, чтобы орошать всю пустыню. Это тебе не под силу. Вернись в своё русло и дай жизнь своим берегам.

Но меня печалит пустыня.

Ты радуйся жизни своих берегов, но печалься из-за выжженной пустыни. Радость укрепит твои силы, а печаль твоя притянет людской взор, и народ, увидев жизнь твоих берегов, поймёт, как можно оживить всю пустыню. Вот твоё предназначение.

Потекла речка опять по своему руслу и понесла с собой радость, что даёт жизнь своим берегам, и печаль, что не может оживить всю пустыню.

Два ручейка

Притча от Шалвы Амонашвили

На вершине горы, в снегах поднебесья, родился ручеёк. В нем была вся будущая жизнь и была сокровенная тайна: напоить мир. Ручеёк с лепетом младенца устремился вниз. На пути споткнулся он об выступ скалы и раскололся на две части: одна потекла направо, другая - налево.

Та, которая текла направо, прошла через редкие минералы и слизнула их. Они облагородили её и превратили в целебный источник. Люди с благоговением приникали к нему, пили, исцелялись и благословляли его. Ручеёк был рад и счастлив. Его счастье длится до сих пор.

Та часть ручейка, которая потекла налево, прошла через другие породы минералов и тоже слизнула их. Они отравили и озлобили её, сделали её источником смерти и болезней. Люди, поняв, что источник несёт отраву, проклинали его, избегали и предупреждали других не прикасаться к нему. Так сокровенная тайна его превратилась в смертельный яд, и жизнь источника наполнилась злорадством.

И так - до сегодняшнего дня.

Источник, что направо, и источник, что налево, не знают, что у них единое начало, что расколол их выступ скалы.

Два учителя, два принципа

Притча от Шалвы Амонашвили

Пришли в школу два молодых учителя. Один сказал своим ученикам:

Пойдём в гору, будем познавать через трудности.

Сказал другой своим ученикам:

Умный в гору не пойдёт, будем познавать от лёгкого.

Учитель первых не отступил от своего принципа, водил своих учеников в горы, всё более трудные, скалистые, неприступные и высокие. И так десять лет.

Учитель вторых тоже не отступил от своего принципа, обходил вместе со своими учениками те же самые горы и всюду искал для них лёгкость и удобство. И так десять лет.

Первые закалили знания жизнью, и сложился у них Дух вершинный, стало естественно для них многомерное мышление.

Вторые упражняли знания в уме, и сложился у них дух равнины, а мышление у них стало трёхмерным.

Первые научились летать. Вторые научились копать. Первые научились видеть всё вокруг. Вторые научились видеть лишь перед носом.

Трудно ли будет догадаться: какую построят жизнь вокруг себя первые и какую - вторые?

Сказано: творите героев. Учитель, который воспитывает учеников своих героями Духа, сам уже есть герой Духа.

Две мамы

Притча от Шалвы Амонашвили

Кукушка тайком снесла свои яйца в гнезде пеликана. Мама-пеликан высиживала их вместе со своими яйцами, а когда птенцы вылупились, она воспитывала пеликанчиков вместе с кукушатами, не отличая их друг от друга и любя всех материнской любовью. И когда маме-пеликану не хватало пищи для всех, она раздирала своё сердце и кормила птенцов собственной кровью. Птенцы оперились, выросли и вылетели из гнезда, думая, что все они пеликаны.

Вот тогда кукушка решила собрать кукушат, воспитанных пеликаном, считая себя их родной матерью, и провела им урок нравственности. Посадила кукушат на ветку, сама уселась на дереве повыше и начала оттуда говорить:

Дети мои, вы уже входите в большую жизнь мира птиц и животных. Запомните, кем вам не надо быть, чтобы не осрамить наш великий род.

Кто ты? - спросил один кукушонок. - Мы уже знаем, как живут пеликаны!

Я ваша родная мать.

А кто же тогда наша мама-пеликан?

Она украла вас у меня. Она, давая вам пить свою кровь, заставляла вас забыть обо мне… - и кукушка прослезилась. - Она вам не дала воспитание, даже слова не вымолвила о том, кем вам не надо быть, чтобы жить в лесу честно.

Кукушата, воспитанные пеликаном, расчувствовались.

Бедная мама, - сказала одна.

Родная мама, - сказала другая.

Милая мама, - сказала третья.

Послушаем мамочку, чтобы знать, кем не надо нам быть, - сказала четвёртая.

Не будьте, дети мои, мартышкой, не будьте хамелеоном, не будьте свиньёй, не будьте ослом, не будьте козлом…

Кто они, мы их ещё не видели? - спросили кукушата.

Вы их увидите, таких много в лесу. Не будьте ими!

А пеликаном?

Забудьте о пеликанах, они злые и бесчувственные!

Кем же тогда нам быть? - хором спросили кукушата.

Только кукушкой, настоящей, как! - сказала им мама.

И ещё не познавшие мир кукушата поверили своей родной маме.

Зачем, действительно, раздирать сердце, чтобы накормить своей кровью птенцов, если не хочешь им навредить? Мы чуть было не забыли о своей маме-кукушке! Вот какая она - настоящая мама, свободная и красивая, не то что мама-пеликан, - сказали кукушата друг другу.

Разлетелись они в разные стороны с мыслью, что отныне они настоящие кукушки, а пеликанами не будут никогда. И вскоре гнездо пеликана заполнилось яйцами новых кукушек.

Добрый урожай

Было два брата - добрый и злой. И было у них поле. Решили посеять пшеницу.

Встал добрый брат утром рано, взял из амбара мешок зерна и, восхваляя и благословляя песнею землю, посеял. Поняла земля песню человека и приняла каждое зёрнышко.

После полудня злой брат тоже взял мешок, ибо не знал, что брат уже посеял, и, проклиная землю и труд крестьянина, разбросал в поле семена. Земля не приняла злобу и неблагодарность человека и отвергла каждое семя.

Настало время, пришли браться в поле и увидели богатый урожай.

Это мой посев! - с гордостью воскликнул злой брат.

Но добрый брат ничего не сказал, он был рад богатому урожаю

Единственная Красота

Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым и что я сделаю для людей? - подумал он. - Подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».

И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал ещё: «Сочиню необыкновенную Песню!». Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!». И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.

И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон. Пришёл к нему Мудрец.

Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное? - спросил он.

Да, очень хочу! - с жаром ответил мальчик.

Так подари, чего медлишь?

Но что? Всё уже сотворено!

И начал перечислять:

Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…

Мудрец прервал его:

Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты…

Мальчик продолжил:

Хотел сочинить Песню, но их тоже много…

Мудрец опять прервал его:

Людям не хватает одной единственной Песни, и её можешь сочинить только ты и спеть её в Храме том…

Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?

Да, - сказал Мудрец, - не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять её только ты и украсить ею Храм твой.

Мальчик удивился:

Ведь всё уже сделано!

Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты, - сказал Мудрец.

И что это за Красота, которая выпала на мою долю?

И произнёс Мудрец волшебным шёпотом:

Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получит планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую не познал ещё никто.

Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»

Животная любовь

В большом аквариуме плавали разноцветные рыбки. Среди них была одна маленькая рыбка - гуппи. У неё разросся и почернел животик, пришло время рожать.

Мама-гуппи выплыла в центр аквариума, её окружили все рыбки и с любопытством начали наблюдать, как она будет рожать.

Гуппи напряглась и из животика выбросила малюсенькую точечку. Мама обернулась, чтобы посмотреть на своего детёныша, но он мгновенно раскрылся и спрятался в водорослях.

Гуппи выбросила вторую точечку, но и та ускользнула от матери.

Какие они шустрые! - смеялись рыбки-зеваки.

Вот появилась и третья точечка.

На этот раз мама-гуппи догнала её и проглотила. Рыбки удивились.

Гуппи проглотила и следующую точечку. Рыбки ужаснулись.

И когда мама проглотила третьего детёныша, рыбки возмутились.

Что ты делаешь?! - закричали они.

Разве не видите - рожаю, - ответила гуппи.

Но ты съедаешь своих детёнышей! Мама-гуппи искренне удивилась:

А разве вы не любите своих детёнышей?

При чём тут любовь? - удивились рыбки.

Я их так люблю, что готова съесть каждого. Но, видите ли, некоторые успевают ускользнуть от меня, и я не могу удовлетворить своё материнское чувство, - ответила мама-гуппи.

Закон Творца

Могущественный горный поток реки вышел в долину, замедлил ход и оглянулся. Увидел речку-красавицу и влюбился с первого взгляда.

Давай сольёмся! - сказал он ей с жаром.

Хорошо! - шепнула она застенчиво и пробила себе дорогу в сторону могущественного горного потока реки.

Слияние доставило им блаженство и счастье.

Но вот увидел горный поток в долине другую речку. Захотелось слиться с нею.

Я полюбил другую, нам надо разойтись… - сказал он речке-красавице.

Заплакала речка-красавица: ради любви к могущественному речному потоку она была готова жертвовать собой, но:

Не могу… - сказала она.

Почему?! - удивился горный поток. - Вот сколько места в долине, направляйся куда хочешь…

Это люди могут так расходиться, потому что считают себя вторыми половинками или супругами друг для друга, но мы же слились воедино, а развестись уже не можем…

Вот увидишь, сам уйду от тебя… - рассердился могущественный поток и начал пробивать путь в другую сторону. Но как только подумал, что уже расстался с речкой-красавицей, тут же почувствовал, что он с ней и там, в прежнем русле, и здесь, в новом.

Тогда опять отделился и оставил вдали маленькую полосочку реки. «Вот и развелись», - подумал он. Но скоро опять почувствовал, что ничего не получается: он только мельчит свою душу в клочья и принуждает мельчить душу и речке-красавице. Она сейчас текла и там, и там, и там, и всюду им становилось всё грустнее и больнее.

Задумался могущественный поток: «Вот какой закон у Творца - слияние рек может быть только на всю жизнь. Почему так? Это наказание?» Но скоро понял, что Творец не наказывает его, а хочет, чтобы он научился любить и быть преданным.

У кого ему учиться.

У маленькой речки-красавицы, с которой он уже един и которая вдохновляет его.

Они вернулись в прежнее русло, по пути собирая клочья своих разбитых душ и восстанавливая их. И чувствовали, как возвращались к ним обновлённое счастье и блаженство.

Ты создан для подвига, сверши его! - шептала речка-красавица любимому.

Люди смотрели на водопад заворожённо.

Какое могущество! - удивлялись мужчины.

Какая красота! - восхищались женщины.

Но познать в водопаде понятие «слияния», - причину могущества и красоты, - они были не в состоянии. Ибо многие из них, насладившись зрелищем, спешили к юристам оформлять «разводы», не понимая, что можно расходиться, но слившимся разводиться нельзя.

Таков закон Творца.

Книга Жизни в Храме Знаний

Была у людей дарованная Богом Книга Жизни - Голубиная Книга. Она покоилась в Храме Знаний. Книга была чудотворная: каждый день в полночь в ней появлялась новая страница, на которой были записаны новые знания.

И был у людей Мудрец, которому были доверены Храм и Книга. С наступлением полуночи он с трепетом ждал мгновения, когда из ниоткуда возникала новая страница. Потом до восхода Солнца с упоением изучал новые знания. А с восходом Солнца выходил на площадь и сообщал о них народу - и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, всем, всем, всем.

Люди, воодушевлённые Мудрецом, в тот же день претворяли в жизнь новые знания, и жизнь их становилась краше, радостнее, умнее и светлее. Это движение к Свету называли они эволюцией.

Творчество и устремлённость облагораживали каждого. Люди не забывали о Творце, восхваляли Его и были щедры и добры ко всем.

Но вот однажды, когда Мудрец молился у алтаря перед Книгой Жизни - Голубиной Книгой, и с трепетом ожидал появления новой страницы, откуда ни возьмись возник перед ним лукавый в облике ангела. И он сказал Мудрецу:

От имени Бога запрещаю тебе впредь давать людям знания из новых страниц!

Он положил камень на только что появившуюся страницу. Мудрец обеспокоился.

Что же тогда я буду говорить людям?!

Ответил лукавый в образе ангела:

Говори только о знаниях, которые записаны на страницах, открывшихся до сегодняшнего дня!

До каких пор так будет? - успел спросить Мудрец.

Пока не будет снят запрет! - и лукавый исчез.

Опечалился Мудрец. Но подчинился запрету, ибо, как он поверил, запрет был от Бога.

Шло время, шли годы. Страниц под камнем стало во много раз больше, чем страниц, дозволенных для чтения. Мудрец, как прежде, встречал в полночь появление новой страницы. И страстное любопытство заставляло его отодвигать камень и постигать новые знания. Они были чудесными и восхитительными и могли бы продвинуть жизнь людей дальше. Потом опять клал камень на место, выходил с печальным лицом на площадь и нудно повторял людям старое.

Со временем, отдалившись от новых знаний, люди стали безликими. Жизнь для них помрачнела и погрустнела. Цветы, которые расцветали в их душах, увяли и покрылись зарослями. Сорняками покрылась и жизнь. Люди быстро начали стареть и рано умирать. И с детьми тоже происходило что-то неладное: они взрослели не как дети, а как старики, и были недоумками. Книга Жизни - Голубиная Книга, дарованная от Бога, была забыта. Было забыто и имя Бога.

И вот однажды, войдя в полночь в Храм Знаний, мудрец увидел у алтаря Книги Жизни маленького дряхлого мальчика. Сбросив камень с Книги, он с упоением и самозабвенно вчитывался в запретные страницы. В то время, как он читал, с него сходила преждевременная старость; дочитав только что появившуюся свежую страницу, перед Книгой Жизни - Голубиной Книгой - стоял двадцатилетний одухотворённый молодой человек. Он обернулся и увидел Мудреца, напуганного тем, что нарушен запрет.

Мудрец, - сказал молодой человек, - я слушал тебя десять лет и, слушая, не рос, а старел. Для моего роста мне нужна была свежая пища для духа, а ты давал и мне и другим пищу негодную! Почему ты положил камень на эти чудесные страницы?

Мудрец опустил голову и виновато сказал:

Не я положил камень, а посланник от Бога!.. Он запретил…

Но юноша не стерпел:

Мудрец, Бог не мог такое допустить, ибо Сам подарил людям Книгу Жизни - Голубиную Книгу!.. Запрет этот от лукавого, и он в тебе самом!..

Юноша подошёл к Мудрецу, взглянул ему в глаза и сказал с мольбой и надеждой:

Мудрец, народ страдает и гибнет, надо спешить… Ну как, пойдёшь со мной на площадь, чтобы объявить людям о новых знаниях, или ты будешь ждать снятия запрета?